СЛОВО О ПОЧИТАНИИ ПРЕДКОВ
Почитание Предков одна из важнейших основ русской традиционной культуры (как, впрочем, и традиционной культуры любого другого народа). Ни одна Традиция не может существовать без уважения к Пращурам: презрение к старикам отличительная черта современной «цЫвилизацЫи». Известно, что в древности у славян (равно как и у многих других народов) существовал обычай ритуального умерщвления стариков по достижении ими определённого возраста это было необходимо для выживания рода в то нелёгкое время
Но ни в одном традиционном обществе никогда не было «домов престарелых», в которые дети, не желающие ухаживать за стариками, могли бы отправлять своих родителей на вполне законных основаниях. Ни в одном! Такая подлость и жестокость была просто немыслима для «дикарей», зато в «цивилизованном» обществе это вполне обычное явление. «О, времена, о, нравы!» В старину о Предках не просто помнили: им приносили требы, к ним обращались за помощью и советом поскольку считали, что, даже находясь в Ином Мире, умершие слышат нас и могут вмешиваться в дела живых. Почитание ушедших на Тот Свет являлось важной составной частью обрядовых действ, совершаемых на многих святоднях Кологода; не было оно неуместным и в иное время ведь разговаривать со своими бабушками и дедушками, родичами и друзьями ?(неважно живыми или умершими) можно не только по праздникам. В славянской Традиции известны два основных периода времени, в течение которых Предков особенно чтили. Это родительские дни (весной и осенью) . Скорее всего, выбор именно этого времени для чествования Пращуров обусловлен древним поверьем, согласно которому души умерших приходят в наш мир весной, а уходят обратно в Навь осенью (вместе с перелётными птицами или даже в образе птиц). Как правило, Предков поминают на кладбище (это мера безопасности: Предков не зовут в дом из боязни, чтобы вслед за ними с Того Света не явился какой-нибудь злой дух). На могилы ставят требу (еду), зажигают свечи
Могила, в традиционных представлениях - своего рода жилище умершего: в древности существовал обычай ставить над местом захоронения «домовину» (небольшой деревянный домик). Академик Б.А. Рыбаков так описывает эти строения: «Надмогильные домовины-столпы представляют собой деревянные срубные домики (1,5 х 2 м) с двускатной крышей и маленьким, в толщину одного бревна, оконцем. Иногда четвёртой стены в срубе нет, и это даёт возможность ставить внутрь домовины различные "приноси" во время поминовения мёртвых» . До сих пор такие домовины («избы смерти») можно встретить на старинных кладбищах в некоторых районах страны (например в Поволжье, в Архангельской области). Следует отметить также два весьма интересных факта: кладбище раньше зачастую находилось за рекой (символизирующей реку Смородину, отделяющую Явь от Нави, наш мир от Иного Мира), а расположение могил нередко напоминало расположение домов в деревне. В славянской традиционной культуре известен и обычай поминовения Предков дома: когда души умерших зовут домой, не взирая на возможную опасность. Домашнее поминовение Пращуров совершалось следующим образом: к приходу Предков тщательно готовились мыли пол (иногда даже топили для них баню: обычай этот сохранялся в Белоруссии до середины XIX века), готовили обрядовую еду (классические поминальные блюда блины, кутья, овсяный кисель). Затем призывали умерших родичей, к примеру, такими словами: Святые Деды, зовём вас! Святые Деды, летите до нас! После поминального ужина, на котором часть еды откладывали для Предков и наливали им чарку (пищу, предназначенную Дедам, после обычно выставляли на улицу), души мёртвых просили уйти обратно в Иной Мир: Святые Деды, вы сюда прилетели Пили и ели Летите ж теперь к себе! Поминовение Пращуров могло совершаться по случаю каких-либо важных событий в жизни человека. Известный исследователь русской Традиции Юрий Петрович Миролюбов в своей книге «Сакральное Руси» пишет: «Радуясь рождению сына, он (язычник) приготовлял общую трапезу, как домашнюю жертву, на которую приглашал и усопших: «Се бо вам, отче, се бо вам, мати!» - говорил он, ставя тарелки для родителей» . Культ Предков издревле был тесно связан с культом плодородия. По свидетельству Мирчи Элиаде (знаменитого румынского историка религий): «Связь между предками, урожаем и половой жизнью была столь тесной, что три эти культа часто сливались в один» . Б.А. Рыбаков подтверждает наличие этой связи в славянской Традиции: «Умершие предки предавались земле; в сознании древних пахарей предки содействовали плодородию и урожаю . Угощение «дзядов» на кладбище или за домашним столом носит аграрно-магический характер» . Души Пращуров, согласно славянским верованиям, могут посылать дождь, что прослеживается, например, в этой обрядовой песне: А я етой тучи не боюся, А я етой грозной не боюся. А у етой туче мой батюшка, А у етой туче мой родненький. А у етой туче моя матушка, А у етой туче моя родная . Особое место почитание Предков занимало на зимних святках (начинающихся с праздника Коляды), что характерно и для ряда других родственных славянам этносов (например, для скандинавов): «Для северных народов святки празднество одновременно в честь умерших и плодородия, жизни; поэтому в святки и затевали самые разгульные пиршества, и устраивали свадьбы, и ухаживали за могилами» . В славянской Традиции считалось, что во время зимних святок души умерших посещают свои семьи: поэтому в старину на праздничный стол было принято ставить лишнюю посуду (для Предков), откладывать по ложке от каждого блюда в отдельную миску (эта еда оставалась на столе на ночь («души придут и будут есть»), а после её сжигали в огне, топили, относили под деревья или отдавали домашним животным). Существовал также обычай на святки жечь во дворе солому «для согрева душ умерших». Культ Предков чётко прослеживается и в древнем обычае колядования. Ряженые «колядовщики», ходящие по домам и требующие подарков, изображают выходцев с Того Света, в том числе умерших Пращуров; подтверждение этому мы находим как в карнавальных масках («чёрт», «покойник», «дед», «баба»), так и в колядках (обрядовых песнях): По мостах, мостах по золотеньких Ой, ходят по них всё колядники Всё колядники, а всё братчики А всё братчики, старые люди «Золотые мосты», упоминаемые в этой песне, по мнению ряда исследователей мосты, соединяющие Явь и Навь. Кроме того, колядовщики в своих песнях рассказывают, что они проделали долгий путь, шли «по тёмной ночи да по грязной грязи», «через поле широкое, через море глубокое», «проходили леса, боры»: а эти образы также могут быть интерпретированы как описание пути с Того Света
Вот, к примеру, текст русского заговора, описывающий путь в Иной Мир: Встану я (имярек) Пойду из дому дверьми, Из двора воротами Во чисто поле, За тёмный лес. За тёмным лесом Бежит река огненна Через реку огненну Калинов Мост В некоторых белорусских колядках прямо говорится, что колядующих «прислали Деды по блины», а это означает, что все дары они собирают не для себя, а для «Дедов», «Родителей». Дары, собранные колядовщиками в древности либо приносились в жертву обитателям Иного Мира (в том числе душам Предков), либо были обрядовой стравой (пищей), разделяемой с ними . Сбор и принесение требы, скорее всего, осуществлялся представителями жреческого сословия, хотя вполне возможно и участие в этом обряде молодёжи и детей (как и в более поздние времена). Массовое ряжение и разгульное веселье характерно для подобных праздников по всей Европе, и крайне сомнительной представляется мысль о том, что в древности в обрядовом маскараде участвовали исключительно жрецы: типологически сходный праздник у родственного славянам народа (древнеримские Сатурналии) свидетельствует об обратном. Сам процесс сбора еды для жертвоприношений, будучи делом серьёзным и ответственным, наверняка включал в себя (как и в более позднее время) и элементы «глумотворства и смехотворства» это вполне соответствует атмосфере праздника. Тесно связана с культом Предков и знаменитая Масленица (праздник весеннего равноденствия, иначе именуемый Комоедицами). Это подтверждает ряд деталей масленичной обрядности: блины (которые являются не только символом Солнца, но и поминальным блюдом), традиционные кулачные бои (бойцовские состязания (тризна) неотъемлемая часть древнеславянского погребального ритуала), существовавший в некоторых местностях обычай не убирать на ночь со стола масленичный ужин (судя по всему для «кормления» духов Предков)
СЛАВА ПРАЩУРАМ НАШИМ! ГОЙ, СВЯТЫ ДЕДЫ! СЛАВА!
Писано Мирославом, верховодой КСО "Пламя Сварги"
25 листопада, лета 4415 от О.С.В.
Во славу Предков!
|