Влх. Велеслав

Толковник Требный

Се – словеса малые о толковании знаков, получаемых жрецами нашими от Богов, пока треба восходит. Подробнее о принесении треб – см. в нашем «Уряднике Малом»001 .

 

До Богов треба восходяща – то слава Им от рук человеческих, воочию творимая.

По тому, как восходит треба, смотрят: быть ли благу и случится ли по чаяниям нашим?

Рекут мудрые волхвы наши: «Истинная треба восходит во огне радений духовных из сердца нашего во Сваргу Златую – Обитель Богову».

 

Ведай, жреть002 приносящий, тако:

 

Треба твоя взошла до Богов:

АЗ) Аще огонь жертвенный горит справно: не дымит зло, не чадит смрадно, а полыхает чисто и ладно;

БОГОВ) Аще треба из огня вовне прахом не изошла: не выкатилась, не выпросталась, по долу не растеклась;

ВЕДАЮ) Аще Боги знаки благие подают в огне и ветре, в духах стихий, в листве дерев, в небесных светилах и в незримых силах;

ГЛАГОЛЮ) Аще несть от собравшихся никакой хулы на Богов, нечестия требе и поношения священному хлебу003 ;

ДОБРО) Аще жрец сам откровения Богов прозревает, сердце своё Им отверзает.

 

Треба твоя до Богов не взошла, но прахом пошла:

АЗ) Аще огонь жертвенный горит слабо, а тако же дымит зло, чадит смрадно, али мороком чёрным очи застит;

БОГОВ) Аще треба из огня вон изошла: не до Богов, но всуе пошла;

ВЕДАЮ) Аще Боги знаки худые подают в пламени огня и в порывах ветра, духи стихий в волнении пребывают, а небесные светила лик свой скрывают;

ГЛАГОЛЮ) Аще некто из собравшихся хулу на Богов извергает, требе нечестие творит, хлеб святой хулою хулит;

ДОБРО) Жрец Богов поистине не зрит и Гласам Их не внемлет, но, сердце своё затворив, маятою мирскою душу объемлет.

 

Коли треба взошла, жрец до Богов славы речёт – и на том ему хвала и почёт!

Коли же треба худа и прахом пошла, да будет она вложена в особливую ямину спустя рукава004 , и да примет искупительные жертвы твои Мать Сыра Земля!

Ведающему – достаточно.

Слава Роду!

[2005]

 

Из «Вед Родолюбия»:

Жреть приносящий…

 

Что о давней ли поре, на родной земле,

Что на Капище святом, при огне честном

Выходил пред Боги Родны стар старик,

А что стар старик – всё могучий волхв.

5. Воздымал десницу ко небушку,

Рёк Богам Родным славну славушку.

А и был ещё его послушник млад,

Всего сотни же годочков отроду.

Восходил он млад на свято Капище,

10. Богов славил – честь по чести всё,

Волхву старому он земно кланялся.

Говорил млад таковы слова:

«Гой еси ты, стар старинушка,

Стар старинушка, свят волхове!

15. Како ведаешь, скажи ты мне,

Ты ответь же неразумному,

Растолкуй нетерпеливому:

Кто на свете знает-ведает,

Где сам пуп земли приходится?

20. Кто на свете знает-ведает

Небеса с землёю-матушкой,

И простор Стрибож промежду них?

Кто на свете знает-ведает,

Где Даждьбогов Свет рождается?

25. Где предельные-последние

Земли нашей пограничия?

А и где сама серёдушка –

Всего мира Сердце тайное?»

Отвечал ему волхов таковы слова:

30. «Гой еси же ты, послушник млад,

Ты дознатливый, допросливый,

Всего соть годочков отроду!

Я скажу тебе, поведаю,

Како бают люди вещие.

35. Приносящий жреть – знает пуп земли,

Небеса с землёю ведает

И простор Стрибож промежду них.

Он на свете знает-ведает,

Где Даждьбогов Свет рождается,

40. Где предельные-последние

Земли нашей пограничия,

А и где сама серёдушка –

Всего мира Сердце тайное.

Ведай-знай же ты, послушник млад:

45. Свято Капище – се пуп земли,

Небеса с землёй объятные

И простор Стрибож промежду них –

Исто Богово святилище.

В сердце верном жреть приносящего –

50. Сам Даждьбогов Свет рождается,

Стаёт сердце сие вещее

Явну миру зарёй алою;

Стаёт сердце сие вещее

Краде честной огнем жертвенным.

55. Святость сердца того верного –

Се пределы земли нашия;

Коль Богов исправно сердце чтит –

Алатырем стаёт каменем,

Всего мира Сердцевиною.

60. Ведай-знай, послушник Боговый:

Жреть по Прави приносящего

Таково есть сердце вещее!»

Земно кланялся послушник да на сих речах

Волхву старому он, многовещему,

65. За святу науку благодарствовал.

Да пошёл послушник велерадостен,

Записал слова его на дощках сих,

Дабы всякий, по Искону жреть приносящий,

Внемля исто мудрости той Родовой,

70. В сердце вещем Свет её по свету нёс. Гой!

Слава Роду!



001 См, напр., следующие издания:
1) Влх. Велеслав. Обрядник. - Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2003.
2) Влх. Велеслав и др. Обрядник Толковый. - Москва: изд. общины "Родолюбие", 2004. (Здесь "Урядник Малый" приводится с незначительными исправлениями и дополнениями.)
002 Жертву.
003 Обрядовый хлеб - коровай - наиболее часто приносимая во время праздничных священнодействий жертва Богам.
004 Спустя рукава, то есть не касаясь жертвы голыми руками, приносят требы Тёмным Богам.

Hosted by uCoz