Родноверческий Толковник

Книга сия представляет собой изборник речений и толкований на многоразличные стороны Родной Веры нашей, а такоже изборник Древних Сказов, примет и поверий.
Богам Родным во Славу, Добрым Людям - во разуменье!

Слово напутное
...из Солнца, лучами Явь освещающего, из Ветра, в кронах дерев играющего, из трав, на полях бескрайних растущих, из рек, свои воды быстро несущих, из дождей, что Мать-Землю щедро питают, из Грома, что нежить везде настигает, из Лунного лика, что Ночь освещает, из нас самих и того, что во Всемирьи нас окружает - из всего этого и складывается Родноверие, Вера-Веданье, Старый Покон, Родная Традиция. И поистине несть такой Книги, коя могла бы описать всё это, несть того человека, который мог бы Книгу такую написать, и несть такого Разума, коий мог бы в себя вместить написанное в оной.
Здесь - лишь несколько слов, лишь малая часть того Великого, иже называется Родной Традицией. Книга сия - не велика, не мала. Книга сия - обо всём да ни о чём. Собраны в ней речения и былички, предания и истолкования, приметы и поверья. Оные вроде и не связаны промеж себя, но всяк может, их прочтя, составить общее представление о многоразличных сторонах, о многообразных Ветвях Единого Древа Исконной Русско-Славянской Родовой Традиции, иже Духом - от Духа Родова, Кровью - от Крови Богов Родных, иже от веку в Земле Русской утверждена, иже полнит Сердце, крепит Дух и Тело, Мудростью вразумляет каждого истинного Руса. Тако было, тако есть а тако будет!

ЯЗЪ СЛОВОМ СИМ СЛАВЛЮ БОГЫ РОДЬНЫЕ
ВЕДАЮЧЕЕ ТАЙНЫ СЬРДЬЦЬ НАШИХЪ
ГЛАГОЛЯЧЕЕ ГОЛОСАМИ ПРЕДЪКЪ НАШИХЪ
ДОБРО ВЬСЯКО ПОДАЮЧЕ ОЖЕ
ЕСТЬ БЛАГОСТЬ БОЖЬСКА НАМЪ
ЖИВОТЪ ВЬСЯКЪ ЖИВЛЯЧЕЕ
ЗЪЛО НЕВЕГЛАСЬСТВА НАШЕГО ПЕРЕМОГАЮЧЕЕ
ЗЕМЛЮ МАТИНЪКУ СЫРУ ДЕРЖЯЧЕЕ
ЯЖЕ МАТИ НАША РОДЬНАЯ ЕСТЬ
И КЪРМИЛИЦЯ ВЬСЕБЛАГАЯ
ЯКО ОТЬ РОДА САМОГО ДАНО
ТАКО ЖЕ СЛАВЛЮ
ЛЮДИ ВЬСЕ ПО ПРАВИ ЖИВУЧЕ
ПОМЫСЛЫ СВОЕ КЪ ПРЕМУДРОСТИ БОЖЬСКОЙ ПРАВЛЯЮЧЕ
НАШЬ РОДЪ ДЕЛЫ ПРАВЫМИ СЛАВЯЧЕ
ОНОМУ ЧЕСТЬНЫ ТРЕБЫ КЛАДУЧЕ
ПОКОЕМ СЬРДЬЦЬ ЧИСТЪ
РЕЧЕНИЕМЪ СЛАВЫ ВЫШЬНИМЪ
СЛОВОМ ПРЕМУДРЫМЪ ВЕЩИМЪ
ТВЬРДОСТИЮ ДУХА УЧЕНИЕМЬ ПРАВЫМЬ И СЛАВНЫМЬ
БЕРЕГОМЫМЬ НЕТЬЛЕНО ОТЪ ВЕКА
ЦЕЛОКУПЬНО ОТЬЦИ ДА ДЕДЫ НАШИМИ
ЧЬСТЬНЫМИ ПРАВДЬНЫМИ ШЕЛОМЫ ВЕДИ ИСТИНЬНЫЕ
ГОЛОВЫ СВОЕ ВЪЗНЕСЪШИМИ
ЩИТЫ ВЕРЫ ПРАВЫЕ ИСКОНЪ РОДОВОЙ ОБЕРЕГЪШИМИ
УНОМУ ВЕЧЬНО ДА ДАВЬНЕМУ ЯРОМУ СЪЛНЬЦЮ СЬРДЬЦЯ
СВОЯ ОТЪКРЫВЬШИМИ!
ГОЙ! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!
...

1) О том, откуда пошло Родноверие
Во времена Седой Древности та Духовно-Мировоззренческая система, кою мы называем ныне Славянским Родноверием, была получена путём осмысления нашими Предками окружающего мира, окружающей их Природы. Они не знали ни златоверхих храмов, ни внутренних роскошных убранств церквей, ни священников в золочёных ризах, ни толстенные фолианты многоразличных "священных писаний". Они не знали ничего того, с чем у большинства ныне живущих невольно ассоциируется слово "религия". Они просто жили, видели Синее Небо над головой, крепко стояли на Земле, ЧУВСТВОВАЛИ Природу, СЛЫШАЛИ голоса камней и травы, дерев и рек. Всему этому они давали те названия, кои СЛЫШАЛИ в своём Сердце. Так родилось осмысление Высших Сил, кои мы ныне называем Родными Богами. Так родились Священные Имена (ИМЕНА, а не Сами Силы!) - Имена Богов наших - Сварога и Перуна, Велеса и Ярилы, Даждьбога и Макоши. В течении всех последующих веков эта Система претерпевала различные изменения - как большие, такоже и малые, бо основное свойство любой ЖИВОЙ Сущности - движение, изменение (Помните, кто-то из Мудрых сказал - "Что не двигается - то мертво"). Именно поэтому Славянское Родноверие не является раз и навсегда определённым сводом правил и предписаний, не является закостенелой догмой, остановившейся в своём развитии. Оно ЖИВОЕ, поэтому оставаясь ЕДИНЫМ по Сути, в разные исторические эпохи принимает именно ТЕ формы, кои наиболее соответствуют данному конкретному времени. Потому Родноверие в наше время приняло именно те формы, кои мы имеем возможность ныне наблюдать, Родноверие наших потомков же примет другие формы. Говоря же в общем, Родноверие состоит из двух составляющих - с одной стороны это Традиция, Опыт Предков, с другой стороны - это наш собственный Опыт, который не только основывается на Традиции, но и РАЗВИВАЕТ её, двигает её вперёд, не даёт ей умереть, превратится в никому не нужный анахронизм. Образно говоря, Родноверие это Древо, где Корни и Ствол - наши Предки и Боги, Ветви - мы с вами. Засохнут Корни (сиречь - умрёт Память о Предках, пресечётся Традиция) - засохнет всё Древо. Ветки усохнут - такоже сгибнет Древо! В этом и проявляется преемственность поколений, Вервь Рода.

2) О том, является ли Родноверие "религией"
Родная вера наша является религией только в том случае, если брать изначальное значение слова "религия" - латинского глагола - religare - "связывать", "соединять". И в этом смысле Родноверие - самая что ни на есть Религия. СВЯЗЬ. Связь нас с Предками нашими и Богами Родными, Связь с окружающей Природой, с сородичами. Связь Неба и Земли. Так было, так есть и так будет.

3) О том, является ли Родноверие "верой"
Нужно ли "верить" в Силы Природы? Равно как "верить" в Предков? Или "верить" в СЕБЯ САМОГО?
Нет, не нужно. Однако не всё вмещает Разум, не всё подвластно логическому объяснению, посему средь родноверов есть и те, кто, в каком то смысле, ВЕРЯТ. Пусть неявно, пусть где-то глубоко внутри себя, но они ВЕРЯТ в то, что Перун - это Гневный Бог, скачущий по Небу и кидающий на Землю молнии, они ВЕРЯТ в то, что где то там, на Севере, бродят по дремучим лесам Волоты, Сыны Велеса, охраняя от недостойных Путь в Беловодье, они ВЕРЯТ в то, что и Сам Велес зимними ночами тихонько ходит от дома к дому, изукрашивая оконца дивными узорами... И поистине, в том нет ничего худого. Ведь Родноверие - это ещё и романтика, Поэзия. Это особый, ПОЭТИЧЕСКИЙ способ взгляда на окружающий мир...

4) О том, кого считать родновером
Представьте: стоят два человека, пред ними - поле, у дальней кромки которого начинается лес. По небу плывут облака, веет лёгкий ветерок. Что видит первый из них? ТОЛЬКО поле, лес, облака, ощущает дуновение ветра, и более ничего. Второй же видит не только то, что видно очами, он ВИДИТ Стрибожьих Внуков в Небе, ВИДИТ само Небо - как Престол Светлых Богов, ВИДИТ Ярь (Живительную Силу) Ярилы, заставляющую траву тянутся к Небу, СЛЫШИТ чародейный шепот леса. И второй человек - родновер, бо зрит он не токмо очами, но ещё и Сердцем...
Верно и то, что Родноверие - это Путь. Стезя. Путь же для каждого свой. Потому Родноверие многогранно. Как много Путей. Они на первый взгляд различны; к примеру, Путь воина отличается от Пути волхва. Общее же у них то, что любой родновер не только идёт своим путём, но является полноценным НАСЛЕДНИКОМ Традиций наших Предков. Любой родновер (если он действительно ЯВЛЯЕТСЯ Родновером, а не только называет себя так) является Частью своего Рода, чувствует себя таковым. Любой родновер призван отвечать не только за самого себя, но и за своих сородичей (кои, как и он, являются Частью Рода Земного). Потому содеяв худое, ты порочишь тем самым не только самого себя, но и сородичей своих, позоришь Память Предков, хулишь Родных Богов. И помнить о том всегда надобно!

5) Об Истине
Нет большего худа, чем мнить о самом себе, будто ты обрёл "Абсолютную Истину". Завсегда помнить надобно, что то, что мы именуем или мним "истиной", вовсе может не быть таковой для других людей. Наши земные, человеческие "истины", вне зависимости от того, в какую бы красивую "обёртку" они не помещались, насколько бы "священными" и "боговдохновенными" они не именовались, являются не более чем искажённым, преломлённым через наше ЛИЧНОСТНОЕ восприятие, либо восприятие первооткрывателя той или иной "истины" Лучом, берущим своё начало в Том Самом, при одной лишь попытке размышления о Чём молкнет разум, поражённый Великой Всеобъёмностью, невыразимой Всеохватностью Предвечного...
Инако сказать - Истина ОДНА, но с разных сторон она видится ПО РАЗНОМУ. Единая и Изначальная Истина, преломлённая через призму индивидуального мироощущения каждого конкретного человека, находящегося в процессе Духовного Поиска, неизбежно и неумышленно претерпевает различные изменения и, как не грустно, "замутнения" Изначальной Чистоты. И, кстати, не в осознании ли этого непреложного факта кроется представление о "Золотом Веке" и "Утраченной Гармонии"?...

6) О Стезе
Поистине, для кого-то Стезя - это прямая накатанная дорога, скрывающаяся за виднокраем, для кого-то - узкая извилистая тропинка, тянущаяся причудливыми изгибами в горах, для кого-то - след, проложенный неведомым путником в снегу. Для кого-то - это широкое заасфальтированное шоссе, по коему он мчится во весь дух, для кого-то - чуть заметная тропка, виляющая среди деревьев, среди буераков да урманов топких, по коей он ступает осторожно, дабы не сбиться. А есть и такие, кто не по дороге полевой, не по тропе лесной да не по следу снежному идёт, но НОВЫЕ дороги да тропы прокладывает, по коим пойдут вслед за ним его сородичи да потомки....
Поистине, любой из оных идущих уваженья да примера достоин, ибо сумел, Истинного Себя раскрыв, Стезю свою обресть, Стези же всех идущих, хотя и непохожи одна с другой, а и они сходство своё имеют. Бо все они во Роде Все-Сущем начинаются, во Нём же и заканчиваются...

7) Стезя и Путь Правды
Рекут: каждый человек торит свою Стезю по собственному разумению. Се верно. Однако верно и следующее: разлад во теле и во Духе ждёт того человека, коий, пусть даже следуя собственному разумению, но отступил от Пути Правды...

8) О Родовой Памяти
Ведающие ведают, что наследуя Кровь наших Предков, мы наследуем те Знания и Чувства, коими володели Они. Мы - Те, Кто-Были-До-Нас. Посему задача не в том, чтобы "преобрести" эти Знания где-то извне, задача в том, чтобы пробудить это В СЕБЕ, вспомнить ТОГО, КЕМ ТЫ ЯВЛЯЕШЬСЯ на самом деле. И истинно рекут Мудрые, что не учимся мы чему-либо, но лишь вспоминаем то, что уже знаем.

9) О следовании Традиции
Рекут Мудрые, что Боги являют Себя каждому человеку по Мере его. Истинно так!
Однако ежли, положим, кто-то будет утверждать, что Даждьбог явил ему Себя в образе красно-жёлтой лягушки с мышиным хвостом и десятью головами - вряд-ли такого человека можно будет назвать следующим Славянской Родноверческой Традиции...

10) О Ладе Всемирья
Предки наши ведали, что всё, иже нас окружает - и реки, и горы, и деревья и камни - всё это ЖИВО не менее чем и мы, люди. И всё это обладает (каждое явление по-своему) своей собственной Духовной Силой. А коли так, то надобно учится жить в ладу со всем в Природе. Дабы Дух каждого конкретного человека не входил в противоречие с Духом других Сущностей на Белом Свете. В том - малая основа и Великая опора жизни в ладу на Белом Свете, опора Лада Всемирья...

11) Об истом Видении
Ведающие ведают, что любая вещь либо действо на Белом Свете являет собой не токмо вещь либо действо само по себе, но ещё и Богов Знак, Знак всемерного присутствия Высших Сил. К примеру, пахотное поле не токмо участок земли, но ещё и Тело Земли-Матери, дуб - не токмо дерево, но ещё и Перуново Древо и далее тако же. Потому и рекут Мудрые, что умеющий зреть - ВЕЗДЕ зрит Присутствие Богово...

12) Об обретении Знания
Тако Богами Родными от веку положено, что обретение Знаний да собственного Мирочувствования сродни складыванию разноцветных стёкол в единую мозаику, сродни наполнению сосуда водой по малой капле. Долго и трудно сие. Суть же в том, что ежли дать какому человеку знания, отпущенные на его долю ВСЕ и СРАЗУ, то это всё одно, что дитю малому в руки дать вельми большую кадку с водой - и кадку ту не удержит, и руки-ноги покалечит...

13) Об Алатырь-Камне
Ведающие ведают, что у всего во Всемирьи есть Исток. У всякого Древа - Корень, у всякого действа - зачин. Нет истока лишь у Алатырь-Камня. Бо он сам, будучи и Истоком и Корнем все Сущего, Корня не имеет...
О том вопрошают в народе: "Что растёт без корня?"
И отвечают: "Бел-Горюч Камень Алатырь"...

14) О Времени
Мудрый ведает, что Время уподоблено Спирали, обвивающей Ствол Древа Всемирья.
Первый виток той Спирали берёт начало в Корнях Его.
Последний заканчивается ТАМ ЖЕ...
Почему всё так?
Зри Суть, и ответишь сам...
Се - главное.

15) О Пространстве
Помимо обычного "географического" пространства ведающие зрят ещё и Священное (Сакральное) Пространство. Ориентация в оном мыслится двумя способами: Горизонтально и Вертикально.
Горизонтальная ориентация.
Ведающие ведают, что "всё подобно всему", потому четырём Сторонам Света соответствуют Четыре Стороны Священного (Сакрального) Пространства. Оные суть:
Восход (Восток) - Ярило Младой да Леля-Дева - Весна - Исток всякой Жизни.
Полдень (Юг) - Даждьбог Трисветлый да Жива Светлая - Лето - Чертог Даждьбога.
Полночь (Север) - Велес Мудрый да Макошь Щедрая - Осень - Земля Предков.
Заход-Солоносяд (Запад) - Мара-Морена, Чернобог либо Велес Зимий - Кощные Чертоги.
Ещё один способ горизонтальной ориентации: Явь - обжитая территория - град, деревня; Правь - место свершения Духовных действ - Капище либо Священное Место; Навь - "враждебная", необжитая территория.
Вертикальная ориентация.
Верх - Небо - Ирий - Светлые Боги.
Средина - Земля - Боги Земли.
Низ - Кощное Царство - Тёмные Боги.
Зрящему - достаточно...

16) О "мясоедении" и "вегетарианстве"
Зело модные ныне споры о том, правильно ли поступают те, кто потребляет в пищу мясо от живота всякого, на деле происходят (како и многое другое в нашем Мире) от обычного неведенья. Ведающие же ведаю, что живо ВСЁ на Белом Свете, а не токмо то, что кажется "живым" со стороны. Посему нет никакой разницы в том, потребляем ли мы в пищу мясо либо растения. Бо ЖИВО и то, и другое...

17) О Роде Все-Творце
Древние Сказы гласят, что в Начале Времён Все-Бог Род сотворил всё Сущее и Не-Сущее путём СОБСТВЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. Инако сказать - всё Всемирье есть простёртое во Времени и Пространстве Тело Рода (хотя Род как Сам и не сводится только лишь ко Всемирью - Его Истая Сущность Неизреченна и Непостижима...)

18) О Родо-Почитании
Рекут Мудрые: Род как Сам превыше всякого разумения. Верно и то, что ограниченное человеческое естество не способно вместить в себя Бесконечность. Однако Все-Единый и Многоликий Все-Бог Род являет Себя каждому человеку сообразно Мере его, характеру и способностям. Почитающему Все-Бога как Мудрого Велеса Он явит Свою Волю именно как Велес. Зрящему Все-Бога через Образ Неистового Перуна - Он явит Себя через Перуна. Возносящему Славы к Даждьбогову Лику Все-Бог явится как Даждьбог. Приносящему Требы Яриле Все-Бог ответит как Ярило. Бо все Лики Божские есть Лики Рода. И лишь невежды да духовные слепцы могут тратить время в бессмысленных спорах о том, что, будто, один Лик Рода может в чём то превосходить другой Его же Лик...

19) О Требе Роду
Рекут Мудрые: что проку в том, чтобы взять какую либо свою вещь и "отдать" её СЕБЕ ЖЕ?
Род Все-Бог как Сам являет Собой ВСЁ СУЩЕЕ. Так может ли кто-нибудь дать Сущему нечто, чего в нём уже не было бы и чем Он уже не являлся бы?..

20) О Смерти
Иные почитают Смерть только лишь концом своего бытия. Однако заканчивается ли бытие капли, влитой в Море? Умирает ли Дух родовича, вливаясь в Силу Рода Небесного?...

21) Об Обрядах
Рекут Мудрые: для одних Обряд ограничен лишь тем временем, кое он проводит на Капище либо в Красном Куту, для Ведающих же поистине Обряд длится всю жизнь. Бо вся жизнь идущего Стезёю Правды есть непрерывное Восхождение. Кое проявлено в совершенствовании Боговых Даров в себе - тех качеств, кои от роду заложены в том или ином человеке. Посему обретение своей Стези, справное следование ей, бытие в ладу с собой, сородичами да Богами, как то и Предки заповедали - се и есть наиглавнейший да наипервейший Обряд...

22) О Родной Земле
Рекут, в том случае, ежли надобно на чужбине на срок великий ли, малый ли остаться, надобно взять с собою горсть Земли с родных краёв и, высыпав её на новом месте, топча, приговаривать тихонько: "На чужбине живу, а по своей Земле хожу!" Тогда Сила Предков и Родной Земли не оставит тебя и в чужих краях.

23) О Рождении
Рекут, что только родившийся ребёнок находится вблизи от Кроми (Границы, разделяющей Тот и Этот Миры), потому с первых же минут его появления на Белый Свет надобен особый сведущий человек, коий тотчас заговорил бы его от болезней, всякого худа да Иной Силы. Такоже рекут, что до года ребёнку нельзя стричь власы и ногти - дабы и самую Жизнь ему не укоротить...

24) Об имянаречениях
Общеизвестно, что в настоящее время людей, носящих исконные Славянские имена, очень мало. Все общеупотребимые ныне имена - либо греко-римского, либо еврейского происхождения. Соответственно, родители автоматически называют детей общераспространёнными именами, в большинстве случаев не задумываясь о том, какого они происхождения. Родноверие же, будучи Исконной Русской Традицией, призвано сохранять Обычаи, от Начала Времён принятые средь наших Предков. Потому человек, принимая имя, тем самым показывает принадлежность к Славянскому Роду.
Следует сказать и вот о чём: в соответствии с рядом исследований, любое Традиционное сообщество было социальной формацией инициатического толка, где переход из одной социальной или возрастной группы в другую сопровождался различными Духовными Действами - Обрядами посвящения (Инициации). И принятие нового имени, отражающего внешние и внутренние изменения, произошедшие в человеке, является одним из таких Обрядов. У наших Предков ребёнку по рождению давалось обычное, ничего не значащее имя - такое как, например - Первак (первый ребёнок в семье), Вторышка (второй), Неждан (нежданный) или наоборот Ждан (жданный), Богдан (данный Богами) и т.д. Это имя носилось вплоть до тех пор, пока человек не проходил возрастное посвящение (кое проводилось в период с 14 до 17 лет). К этому времени человек должен был найти себя, определить место в этом Мире, в соответствии с теми качествами, кои были в него заложены Богами, решить - чем он ПРИЗВАН заниматься для того чтобы принести максимальную пользу себе и Роду Земному, частью коего он является. Соответственно, имя, принимаемое человеком, должно было: 1) Либо отражать различные внешние или внутренние качества человека. 2) Либо служить неком "ориентиром", быть символом тех качеств, кои человек хочет приобрести, раскрыть в себе.
Наряду с возрастными посвящениями, новое имя давалось ещё и при профессиональных - обычно Воинских либо Жреческих. Ещё один аспект принятия нового имени - использование Сакрального (Тайного, Подлинного) имени наряду с общеизвестным. Это делается как предохранение от порчи или сглаза. Основой здесь служит древнее представление о том, что если знаешь имя кого либо - то имеешь возможность воздействовать на него через это имя. Тайное имя же в этом случае препятствует осуществлению сего. Например: в одном из заговоров, служащих для наведения порчи говорится:
"Да яз к вам пришёл, русский человек,
А принёс к вам честной обед, русский поминок
Белую лебедь, а в белой лебеди знатьбу от (ИМЯ проклинаемого)
А вы по той знатьбе возьмите (ИМЯ проклинаемого)
От которого яз вам принёс знатьбу и белую лебедь
Да возьмите себе ум и память
Не дайте ему в нощи спати,
Ни в день дела делати
Ни с людьми беседовати
Ни на соби платья носити
Держите вы (ИМЯ проклинаемого)
Докулева яз к вам не буду
С обедом и белым лебедем"
Как видим, имя объекта упоминается много раз, и порча наводится на конкретное имя (например, "Святослав"). Когда же человек имеет Сакральное имя, являющееся ПОДЛИННЫМ, заговор не действует. Порча-то наводилась на "Святослава", а он НА САМОМ ДЕЛЕ вовсе не "Святослав", а, к примеру, Яросвет. Потому многие даже в настоящее время являются обладателями даже не двух, а трёх имён - одно паспортное, данное родителями при рождении, другое Славянское, коим человек был наречён на соответствующем Обряде, и третье Сакральное.
Добавлю, что имя обычно выбирается самим человеком, но обязательно согласовывается с опытными сородичами и жрецами (или волхвами), кои проводят Обряд имянаречения.

25) О Волхвах
Ведающие ведают тако: волхв это, большею частью, ПРИЗВАНИЕ, нежели личное стремление кого-либо следовать определённой Стезе. Волхв это То, Что НАПИСАНО НА РОДУ у человека, Родными Богами от веку к Волховской Стезе призванного. Потому многочисленные "волховские посвящения", ныне устраиваемые иными, любому сведущему человеку видятся лишь как очередной способ лишний раз потешить своё немерянное самомнение, насытить чувство собственной важности. И невдомёк таковым "новопосвящённым волхвам", что ежли, к примеру, "посвятить" воробья в соколы - оттого он соколом НЕ СТАНЕТ, "посвятить" жабу в волка - оттого она волком НЕ СТАНЕТ...
Предки наши ведали о том - вспомним ли мы?...

26) О Священных Образах
Образы Священные, почитания средь родовичей достойные, делятся на две группы: Рукотворные и Самосущие. Рукотворные Образы суть Чуры и Свято, умельцами сотворённые, да Духом Божским облечённые. Самосущие Образы явлены в Природе не руками человеческими, но Самими Богами - таковыми, с Покон веку средь Предков наших почитающимися, являются прежде всего различные Проявления, зримые во Все-Живой Природе: реки и горы, камни, дерева и Священные рощи, и много чего ещё. Суть здесь в том, что почитающий Самосущие Образы зрит в них не их явную (физическую) сторону, но прежде всего Духовную Мощь и Волю Родных Богов, явленную в таковых Образах...

27) О Чурах и Связи с Богами
Рекут иные об Обрядах Родноверческих: "Невежество еси - чурам бездушным кланяться!" Истинно рекут, или нет?
О том размышляя, для пущей наглядности приведу таковую полушутейную ситуацию.
Представьте себе, что некто (как раз рекущий о "невежестве" нашем) разговаривает по телефону. И видит его за оным занятием некий дикарь (положим, из Африки или с Крайнего Севера). Что увидит ОЧАМИ тот дикарь? Только то, что человек разговаривает с БЕЗДУШНОЙ ВЕЩИЦЕЙ (телефонной трубкой). Кем сочтёт дикарь такового человека? Да, собственно, "дикарём и невеждой" и сочтёт, коли он не с человеком, но лишь с вещицей малой разговоры разговаривает. Кем НА САМОМ деле в этом случае окажется человек, посчитавший "невеждой" другого? Да невеждой и окажется...
Пример, конечно, шуточен. Но такоже и верен. Потому помнить завсегда надобно, что не всё то "невежество", что не способен вместить в себя Разум твой. Есть Зримое и есть Сокрытое. Есть телефонная трубка, и есть тот, кто слышит тебя с её помощью. Есть Чуры рукотворные, и есть Те, Кому Чуры оные утверждаются, Те, Кто СЛЫШИТ нас посредством Чуров сиих...

28) Об отношении меж людьми и Богами
Ведающие ведают, что в ходе Само- и Бого-Веданья у любого ищущего да Сердцем открытого складываются особые, личные отношения с Родными Богами. Оные складываются сообразно характеру, вкусам да потребностям конкретного человека, а такоже его призванностью к той или иной Стезе.
Мудрые же ведают четыре основные Духовные Ступени Бого-Почитания, четыре ступени на Стезе Восхождения, на Стезе Духовного Ученичества.
Ступень первая: Ребёнок - Родители. Всякое Духовное Делание начинается с этой Ступени Бого-Почитания. Бо ощущение родства с Небом и Земью - основа всякого Родноверческого Веданья.
Ступень вторая: Ученик - Учитель. В этом случае человек относится к Богу как к своему Вышнему Учителю, внимая Его Гласу, безмолвно звучащему в Сердце.
Ступень третья: Родовичи. Ступень равенства меж Богом и человеком. Зело мудрые да славные средь людей становятся на эту Ступень - вровень с Родными Богами.
Ступень четвёртая: Единство. Та Ступень, что превыше всяких словес и всякого разумения. Человек сливается с Богом, становясь ОДНИМ...

29) Об устной и письменной Традиции (одно из мнений)
Многие ныне споры ведут о многоразличных "священных писаниях". Были ли, де, таковые на Руси в дохристианские времена?.. А и не ведомо спорщикам таковым, что отсутствие "писаний" ни в коем разе не говорит о "несовершенстве" той или иной Духовно-Мировоззренческой системы. Скорее се является свидетельством ЖИВОСТИ Традиции и её высокого уровня развития. Ведь не описываем же мы, как нам ходить, как дышать и прочие вполне естественные для нас вещи. Для наших Предков же многочисленные стороны Само- и Бого-Веданья были столь же очевидны, как для нас ходьба или процесс дыхания. Посему дополнительной фиксации в письменной форме они, большею частью, не требовали...

30) О Вилах и Волотах
Как гласят Древние Сказы, в Начале Времён, ещё до прихода на Землю Даждьбоговых внуков - людей, на Земле жили могучие и мудрые волоты - сыны Велеса. Боги ведали, что люди, потомки Их, слабы, потому волотам надлежало обустроить Землю для прихода людей. И поворачивали волоты русла рек, и ровняли вельми крутые горы, и иссушали многие топкие блата - дабы людям было удобней да сподручней жить на Белом Свете. И рекут, что в те же времена незапамятные, вместе с волотами на Земле жили их верные спутницы вилы - прекрасные девы. И пели они песни звонкие, водили хороводы ярые, танцевали танцы дивные...
И пришло время уходить вилам и волотам с Земли, бо людям по Воле Родовой надлежало народится. И ушли некоторые из волотов в Неведомую Обитель, иже есть где-то на Севере и нарекается Вещими Людьми Беловодьем, некоторые из волотов время от времени нарождаются на Земле в человеческом обличье и в лихие годы ведут сородичей Путём Правды, остальные же вместе с вилами ушли в Светлую Небесную Даль - к неведомым звёздам. И рекут, что в особо тихие, лунные и звёздные ночи, если прислушаться, можно услышать как где-то там, далеко-далеко, в звёздном Небе звучит звонкий смех и дивные песни вил...
Слышал ли хоть единожды их ТЫ?..

31) О Свароге, Небесном Кузнеце
Древние Сказы гласят, что в Начале Времён Сварог - Отец Светлых Богов - в своей Кузне отковал Щит (который люди называют Солнцем). Щит светил ярко, но вовсе не грел. Тогда Сварог отковал ещё один Щит, и дунул на него Силою Своего Внутреннего (Духовного) Огня...
Первый, хладный Щит ныне в зимнюю пору Кологода держит в руках Своих Хорс, второй - летнюю порой сверкает да пылает, Земь согревает в руках Даждьбога.
О Сребрянном же Щите Морены - Луне - в другом месте речь поведём...

32) О Змиевых Валах
Сказывают, будто во времена древние-незапамятные, егда ещё не все Светлые Боги народились у Сварога-Отца да Лады-Матушки, егда Земля была ещё молода и люди только-только населили её, повадился тогда Змей с людей дань красными девицами брать. Увидал Сварог, что тако Правь Божская нарушается, взял в длань Свой Молот тяжкий, да и хотел, было, Змея того прибить, однако укрылся Змей во своём чертоге. И стал тогда Сварог змеиный чертог Молотом сокрушать. Увидев то, вышел Змей со Сварогом во чисто поле биться-ратиться. Долго ли, коротко бились они, а только повалил Сварог Змея, и хотел уж было сгубить насовсем его Своим Молотом, да только взмолился Змей: "Не бей меня до смерти, Сварог! Бо зрю - сильнее нас с тобой нет никого во всём Всемирьи; разделим же Свет поровну - ты будешь жить в одной половине, а я - в другой". "Будь по сему, - отвечал Сварог, - для того надобно межу проложить". Сотворил Сварог во Кузне своей соху во триста пуд, впряг в неё Змея, да и провёл борозду вельми длинную - до самого до виднокрая. "Разделили мы Землю, - речёт Змей, - давай теперь и Море делить. А то скажешь, что я твою воду беру". Согласился на то Сварог. Выплыл Змей на середину Моря, да и занырнул на самую глубину его. Сколько не ударял Сварог по водной глубине своим Молотом, а так и не смог Змея до смерти изгубить. Змей же донырнул до самого Дна Морского, да и остался там. С тех пор царствует Сварог в Небесной Вышине, а Змей - во Морской Глубине (а ещё рекут, что и в Подземьи тоже).
Борозда же та, кою Сварог проложил, видна и до сей поры, а кто не знает, отчего эта борозда появилась, называют её "валом"...

33) О Перуне и нежити беспутной
...гремит во Небе высоком грозен Бог - Перун. Гонит Он Молоньями Своими с Земи нежить беспутную. Куда-б не пыталась схоронится хмарь, везде Он её настигает...
Но, как рекут в народе, есть всё же на Земле таковое место, где хмарь нечистая завсегда укрыться может. И вот какое: при вспахивании поля пласты земли обычно на правую сторону отваливаются. Но иногда так бывает, что часть земли может отвалится и на левую сторону. Вот как раз под такими пластами нежить от Перуновых Молоний завсегда укрыться может...

34) О Перуновом Коне
Вестимо, что после Перунова Дня вода в реках холодеет. И рекут в народе, что происходит се оттого, что егда Перун скачет по Небесной Тверди, его Конь теряет одну подкову, коя падает в реку и охлаждает воду...

35) О Радуге
Рекут в народе: "Радуга концами пьёт воду из рек и озёр и поднимает её на небо для дождя"; "Веселка (Радуга) завсигды одним кинцем стоить на земли и набирае воду"; "Радуга - труба, которой Перун берёт воду из рек и озёр".
Такоже рекут, что Радуга - это коромысло, на котором Додола-Перуница, Перунова супружница, носит воду в Сваргу...

36) Об Огне
Ведающие ведают таковое Родство Огня: Огнь Все-Вышний - Сам Сварог. Огнь Небесный - Даждьбог. Огнь Небо и Земь Связующий - Молоньи Перуновы, Огнь Земной - Агуня (Огонешек). Мудрый же добавит, что есть ещё Подземный (Кощный) Огнь, коий древнее Самого Огня-Сварога и наш собственный Внутренний, Духовный Огнь, коий у одних горит, у других еле теплится, а у третьих уж и уголья остывать начали. Оттого и происходит тако, что Огнь одних и сородичей воспламеняет, Огня других еле на самого себя хватает, а иные и вовсе не горят, но лишь дымом дымят, Небо коптят...

37) О Почитании Огня (Быличка о двух Огнях)
Как то разговорились промеж собою два Огня:
- Ух, брате, и погуляю ж поярюсь я на сей неделе! - речёт один из них.
- Отчего удумал тако?
- Да больно уж хозяева худые: печь растапливают - худые словеса рекут, лучины затепливают - худые словеса рекут, Священный Огнь в Красном Куту возгнетают - и там ругаются!..
- Коли так, то и поярись. Токмо колеса тележного не тронь моих хозяев, кое на твоём дворе лежит. Бо мои то хозяева - добрые: и печь растопляют - надлежащее Слово возрекут, и лучины возжигают - добро говорят. А про Кутный Огнь и говорить нечего - хозяин завсегда Вещее Слово скажет.
Как было сказано, так и приключилось: дом да двор худых хозяев сгорел подчистую, и только лишь чужое колесо тележное осталось как есть - нетронутым...

38) О Звёздах
Рекут, что три звезды, иже подле Велесовой Дороги (Млечного Пути) светят - есть три проклятые Богами девицы-сестры, коим суждено вечно гореть зорями...

39) О Чигирь-Звезде
О Чигирь-Звезде знающие люди рекут тако: "Сия бо звезда едина именем Чигирь есть, меж всеми звездами 10 мест по всякому имеет, а по трижды приходит на всякое место коегождо месяца. Сие есть великая мудрость. Аще кто добр горазд и разумеет месячному нарождению, той видит и кий круг ведает сия звезда Чигирь. Аще кому ехати, или идти куда, или селится, смотри, на которую сторону та звезда стоит, аще она станет противу, и ты противу ея не иеди ни куды..."

40) О Русалках
Рекут, русалками становятся красны девицы, умершие незадолго до свадьбы. Потому они не попадают в Ино, но, становясь Духами Природы, тем не менее памятуют о женихе и в особливые ночи заманивают добрых молодцев к себе...
Ещё рекут, что русалками такоже становятся девицы, умершие на Русальной Неделе...

41) О Мороке
Морок - один из Богов Чернобоговой Верви, Бог-покровитель всякого обмана, всякого неверного представления о ком/чём-либо, Бог, создающий преграды на пути к Истому Веданью.
В народе рассказывают такую быличку о Мороке: Как то ночью приехал некий муж на коне к бабке-повитухе, и попросил принять роды у его жены. Бабка та добрая была, потому отказывать не стала, согласилась. Села на коня вместе с тем мужем, переехала через реку (рекут, что при сём подумалось ей, что больно странно сие, бо река-то в тех местах была в другой стороне... Однако поди там, в ночи да впотьмах разбери...) Вот приняла она роды, муж же тот ей и речёт: "Хорошо, мол, ты роды принимала. За то отплачу тебе". И со словами таковыми насыпал ей в фартук злата, посадил на своего коня, да повёз обратно. И только он её через реку перевёз, тотчас на неё сон неодолимый напал...
Поутру нашла ту бабку у кромки леса односельчанка её, что за хворостом ходила. "Ты чего это, бабуля, разлеглась тут?" - "Да вот, говорит в ответ бабка, - ночью у какого-то роды принимала, так тот муж мне за это золота насыпал". С этими словами развернула она фартук - глядь, а там не злато, а зола чёрная...

42) О приметах на Марин День
День Марены Зимней отмечается не позднее 21 - 22 груденя-ноября. О сём дне рекут в народе, что облачная и снежная погода в оный предвещает ненастный месяц травень (май), ежли иней в сей день - к морозам и доброму урожаю овса, ежли туман - к грядущим оттепелям, ежли дождь - к урожаю пшеницы. Ещё рекут о сём дне: "Каков иней на деревьях, таков и цвет на хлебе".



Обретено и записано Ставром на Родной Земле
в лето 4412-4413 от
Основания Словенска Великого (2003-2004 А. D.)
Родным Богам во Славу!

© Русско-Славянская Родноверческая Община "РОДОЛЮБИЕ"
© "ВЕЛЕСОВ КРУГ"
Hosted by uCoz