В конце января этого года на заключительном заседании комиссии Государственной экологической экспертизы Ростехнадзора 46 экспертов из 52 дали отрицательное заключение по проекту нефтепровода «Восточная Сибирь Тихий океан», который должен был проходить в 800 метрах от северного берега Байкала.
|
На этом, по закону РФ «Об экологической экспертизе», все бы и закончилось.. Но Ростехнадзор учел настоятельные просьбы компании «Транснефть», заказчицы проектирования и строительства трубы, продлил сроки экспертизы на месяц и ввел в состав комиссии 34 новых эксперта. Затем, «ввиду срочности рассмотрения», сам проект и комиссия были разделены на три части: до Байкала, вдоль Байкала и после Байкала. Все эксперты из второй группы дали отрицательное заключение, но они составляли лишь треть комиссии. Таким образом, двумя третями голосов проект строительства новой трубы был утвержден 3 марта этого года. |
Первое авторское отступление Байкалу 50 миллионов лет. 50 лет назад на него было совершено первое серьезное покушение. Можно сказать, что «славное море» стало колыбелью гражданского общества в тогдашнем СССР на его защиту впервые так дружно поднялись ученые, писатели, деятели кино. Их не послушали, на озере построили целлюлозный комбинат, и сейчас в байкальской нерпе и омуле обнаруживают смертоносный диоксин. И вот теперь новая напасть по самой кромке берега, в самом сейсмически опасном месте протянется труба, по которой под чудовищным давлением пойдет 9 тысяч тонн сырой нефти в час. Двадцать два академика и доктора наук, директора и ведущие специалисты институтов Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН, в своем открытом письме руководству Ростехнадзора пишут, что при аварии (кстати, предусмотренной проектом) за 20 40 минут нефтью покроется более 10 тысяч квадратных метров акватории Байкала. И это, гарантируют ученые, приведет к гибели 90 процентов эндемичных организмов, «которые являются механизмом самоочищения и поддержания уникальных качеств воды Байкала». Озеро, напоминают они, представляет собой 80 процентов запасов питьевой воды России и 20 процентов всего человечества. Смотришь на карту диву даешься, как же велика-необъятна Сибирь. Неужели трубу толщиной в сто двадцать сантиметров больше негде протянуть, кроме как по кромке озера, даже в песне народной называемого «священным»? Ситуацию с нефтепроводом Восточная Сибирь Тихий океан (ВСТО) нам согласились прокомментировать ведущий специалист по проблемам транспортировки нефти и газа, доктор экономических наук, профессор, заместитель председателя совета по изучению производительных сил Минэкономразвития РФ и РАН Александр Аркадьевич АРБАТОВ и доктор географических наук, директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы России Евгений Аркадьевич ШВАРЦ. Национализация затрат Корр.: Итак, почему в 800 шагах от Байкала, почему не севернее? Е.Шварц: Поскольку президент ОАО «Транснефть» г-н Вайншток весьма строг к высказываниям экологов, отвечу вам его собственными словами. На такой же вопрос одной российской газеты Семен Михайлович сказал буквально следующее: «У вас зарплата Х. Вы можете себе позволить купить синтетическое пальто, которое стоит треть зарплаты. Но при минусовых температурах это пальто дубеет... Не лучше ли вам купить шиншилловую шубу и не иметь проблем со здоровьем? Можно проложить трубопровод и по побережью Ледовитого океана. Но сколько будет стоить нефть?» Корр.: Выходит, сохранение Байкала это шиншилловая шуба, непозволительная роскошь, а труба идет по берегу озера, потому что так дешевле для «Транснефти» с ее зарплатой Х.
Александр Аркадьевич АРБАТОВ
|
А.Арбатов: Справедливости ради: нынешний проект третий, который «Транснефть» подала на экспертизу. Первый, где труба шла по южному берегу Байкала, Минприроды отвергло еще в 2003 году. Второй проект предназначался «для обоснования инвестиций» и был поэтому предельно корректным: трасса проходила почти в 200 километрах к северу от Байкала. Его Ростехнадзор признал экологически допустимым, хотя и с оговоркой: «при условии наличия и применения специальных технологических решений». Только поэтому буквально под звон курантов, за несколько часов до нового 2005 года М.Фрадков подписал решение правительства РФ о строительстве нефтепровода.
Е.Шварц: И тут началось самое интересное. Добившись нужного решения, «Транснефть» сама признала собственный проект технически нереализуемым. В очередном интервью С.Вайншток пожаловался на Северо-Муйский хребет с его высокогорными участками под 2000 метров и почти отвесными склонами. «Альпинисты не строят трубопроводы», сказал господин Вайншток. Вот так в 2005 году появился нынешний, третий вариант проекта по самому берегу Байкала. Как его удалось «продавить» через Ростехнадзор, вы знаете: народным методом деления «на троих».
|
А.Арбатов: Но это еще не весь «ряд волшебных превращений», кои претерпел проект. Он теперь вообще не соответствует собственному титулу ВСТО. На той самой комиссии, где решили продлить экспертизу и ввести новых экспертов, все-таки не утвердили выход трубы к бухте Перевозная, в считанных километрах от заповедника «Кедровая падь»... Е.Шварц: Единственного места обитания дальневосточных леопардов ... А.Арбатов: Так что теперь труба будет заканчиваться на станции Транссиба Сковородино, в 200 км от столицы БАМа Тынды, в 60 км от китайской границы и в полутора тысячах верст от Тихого океана. К океану же, по заявлению С.Вайнштока, труба двинется «только тогда, когда прояснится ситуация с освоением месторождений Восточной Сибири». Корр.: Что значит «прояснится», разве с нефтью что-то там неясно? А.Арбатов: В том-то и дело, что ничего не ясно. Последние полтора десятилетия геолого-разведочные работы (ГРР) в этом регионе практически не велись. Действовала архаичная метода образца 70-х: ГРР велись на отчисления от стоимости добытой продукции. То есть где добывали, там и искали прямо по анекдоту, под фонарем, где светлее. В Восточной Сибири углеводороды практически не добывались какие уж там отчисления и какая разведка. Поэтому в конце нынешнего марта замминистра природных ресурсов Анатолий Темкин заявил на коллегии: «Ситуация такова, что с наполнением нефтепровода мы можем не справиться». И это очень мягко сказано. Бывший министр, а ныне председатель Союза нефтегазопромышленников Юрий Шафраник высказался намного определеннее: «Если пригласить сейчас любую иностранную аудиторскую компанию, она не насчитает в этом регионе более 550 миллионов тонн разведанных извлекаемых запасов. Для нефтепровода мощностью 80 миллионов тонн в год это ничтожно мало». Корр.: Полмиллиарда мало?
Евгений Аркадьевич ШВАРЦ
|
А.Арбатов: Это на семь лет работы трубы, а такие дорогостоящие проекты рассчитываются минимум на полвека. «Транснефть» планирует, что трубопровод окупится за 10 12 лет. Но это при 100-процентном наполнении и при нынешнем уровне цен на нефть. И то, и другое крайне сомнительно. Корр.: Другими словами, сомнительно, что он вообще окупится? А.Арбатов: Смотря что считать окупаемостью. Сам трубопровод от Тайшета до Сковородина стоит 6,5 миллиарда долларов. Эксперты Минприроды рассчитали три сценария обеспечения его сырьем: минимальный 30 миллионов тонн нефти в год, средний вариант 50 миллионов тонн и максимальный, который «Транснефть» всюду «озвучивает», 80 миллионов тонн в год. Так вот, для минимального сценария на геологоразведку нужно потратить 8 миллиардов долларов, для среднего 19 миллиардов, а для максимальной загрузки требуется 40 миллиардов долларов. И это только на геологоразведку, что составляет меньшую часть расходов на освоение месторождений. Причем не факт, что нефть найдут. Но «Транснефть» придерживается принципа «национализации убытков, приватизации прибыли».
|
Корр.: Сдается, что вы критикуете проект. А значит, если пользоваться терминологией руководства «Транснефти», вы есть «агенты мировой закулисы», которыми руководят «кукловоды из-за рубежа».
Е.Шварц: А мне не привыкать к подобным ярлыкам. Еще и не такое слышал. Но
времена меняются. Крупный мировой бизнес начал сознавать, что значит экологическая репутация компании в условиях международной конкуренции. «Транснефть» работает в основном на внутреннем рынке и пока этого не поняла. И ее действия по отношению к Байкалу, ее откровенное злоупотребление административным ресурсом это очень сильный удар по репутации всего российского бизнеса, связанного с добычей и транспортировкой углеводородов. Это и большой вред планам руководства страны по созданию положительного имиджа энергетической сверхдержавы. Второе авторское отступление Я пишу эти строки, а с книжной полки на меня смотрит странное зелененькое существо, забавная пузатая помесь скифской бабы и царевны-лягушки. Это Бурханчик божество и дух Байкала. Откуда бы вы ни подъезжали к великому озеру от Иркутска ли, с православно-раскольничьей, декабристской стороны, или от Улан-Удэ, со стороны бурятской, или от знаменитого Баргузинского хребта, везде народные умельцы предложат вам этого смешного нефритового божка, и везде вы встретите его жертвенники, настоящие языческие капища. Это будет дерево, или куст, или просто столб на вершине холма весь, как сакура цветами, украшенный бантиками жертвами Бурханчику и одновременно загаданными желаниями. Здесь еще, если вы, конечно, не за рулем, положено выпить рюмочку за Бурханово, понятно, здоровье. И при этом обязательно нужно минимум четверть рюмки вылить на землю. Если эту жертву не принести, обязательно спустит колесо. И еще особенность капища вся земля вокруг усеяна монетками, мелочью. Ее так много, что в случае действительной и острой нужды местный шаман может разрешить пособирать ее взять у Бурханчика в долг. Но упаси вас Бог, в которого вы верите, какой бы он ни был, взять деньги без шаманова разрешения! И упаси вас он же не вернуть их Бурхану при первой возможности! На такие самоубийственные поступки не решаются даже самые отчаянные пьяницы... Бурхан, да будет известно всем топ-менеджерам, несмотря на забавную внешность, ужасно могучий и страшно мстительный.
|
Мне его изображение подарили недавно в Улан-Удэ два тамошних «агента мировой закулисы», ведущие бурятские эксперты-экологи Сергей Герасимович Шапхаев и Владимир Федорович Белоголовов. Подарили вместе с книжкой «История сейсмических наблюдений на территории Бурятии». Из книжки следовало, что первым «мировая закулиса» забросила в Бурятию декабриста Николая Александровича Бестужева, который в тридцатых годах ХIХ века начал в городе Селенгинске вести метеорологический журнал, куда записывал все местные землетрясения, зафиксированные с помощью простейшего самодельного сейсмоскопа.
|
И еще они показали мне письмо иркутских докторов и академиков с описанием грядущего байкальского апокалипсиса, которое здесь уже цитировалось. В открытом письме руководству Ростехнадзора ученые объясняют особенности Байкальской рифтовой зоны, простирающейся на 2,5 тысячи верст в длину (рифт разлом земной коры от поверхности до верхней мантии). Приводят статистику почти двух веков наблюдений: землетрясения 10 12 баллов в среднем раз в 24 года, 9 баллов раз в 7 лет, 8 баллов раз в 2 3 года. Представленный «Транснефтью» проект нефтепровода рассчитан на 8 баллов. Ученые признают, что это на высшем сегодняшнем мировом уровне. Но беда в том, что для Байкала этого мало. И академики заклинают разве только не Бурханом: «В мировой практике нет опыта действующих нефтепроводов при сейсмичности 10 и более баллов; не существует соответствующих СНИПов. Представленные в проекте технические решения не только противоречат российскому законодательству, но и приведут к гарантированным регулярным крупным авариям». Сергей Шапхаев человек с давней репутацией борца, бывший народный депутат еще «сахаровского» созыва, член «межрегионалки». Владимир Белоголовов составитель «Белой книги Гусиного озера», что тоже характеристика общественного темперамента. Они показали мне еще одно письмо. Мне очень понравилась шапка-гриф на его бланке: «Буряад Республикын Экономическа хугжэлтын министерство», что означало «Министерство экономического развития Республики Бурятия». Но дальше мне стало не до улыбок. «Представленные выводы экспертов свидетельствуют о недопустимости реализации проекта ВСТО в нынешнем виде и высочайшем риске чрезвычайных ситуаций, последствия которых для Байкала будут равнозначны катастрофе планетарного масштаба. Данный проект уже вызвал пристальное внимание международных организаций. Так, 22 декабря 2005 года в письме председателю правительства РФ М.Фрадкову генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура выразил свою обеспокоенность по данному вопросу. В принципе, компетенция данных учреждений ограничена, но их мнение может иметь ключевое значение для выработки общего отношения международного сообщества к Республике Бурятия. В результате все начинания, которые осуществило правительство РБ по привлечению учреждений ООН к решению проблем охраны Байкала, сводятся на нет». Бурятия Бурятией, но закон «Об охране озера Байкал» принимала Россия. И статус территории Всемирного природного наследия ЮНЕСКО Байкалу был присвоен по ходатайству правительства РФ. Оно и несет ответственность за обязательства нашей страны в рамках конвенции об охране таких территорий. И если политически бессильная ЮНЕСКО присвоит теперь Байкалу другой статус «Всемирное наследие в опасности», то позор будет на весь мир. «Транснефти» с ее Х-зарплатой наплевать, России нет. Десятки тысяч рабочих мест
Оказалось, что улан-удинские эксперты тоже внимательно следят за высказываниями С.М.Вайнштока. Они мне процитировали его интервью журналу «Нефть и капитал». Вопрос: «Что будет с существующими железнодорожными маршрутами экспорта нефти в Китай (через Наушки в Бурятии и Забайкальск в Читинской области) после запуска ВСТО?» Ответ: «Как только появится нефтепровод, «Транснефть» прекратит налив на своих эстакадах на маршрутах, альтернативных нефтепроводу. Это наши мощности, и это наше решение». Понимаете, говорили мне бурятские экологи, и для Иркутской, и для Читинской областей, и для Бурятии это будет гуманитарной катастрофой, массовым локаутом. Тысячи железнодорожников останутся без работы, тысячи семей без кормильцев. Это я понимаю. Не понимаю другого что делать? Ведь Президент В.Путин уже пообещал Китаю во время недавнего визита нефтепровод. Тут вы не правы. Президент пообещал Китаю нефть, а не трубу. Эта нефть уже поставляется в масштабах 10 11 миллионов тонн ежегодно, и поставляется по железной дороге. А.Арбатов: По заявлению министра транспорта РФ Игоря Левитина железная дорога способна переправлять в восточном направлении до 55 миллионов тонн нефти в год. При этом, если объем перевозок достигнет хотя бы 40 миллионов тонн, ОАО «РЖД» объявит о готовности предоставить льготный тариф для экспорта нефти в Китай 28 долларов за тонну. «Транснефть» в будущем нефтепроводе собирается брать по 47 долларов за тонну, «на весь период до возвращения кредитов за строительство». Корр.: На весь период это на сколько? Вы ведь сомневаетесь в сроках окупаемости. А.Арбатов: Вот именно. Если учесть, что эти сроки рассчитаны из нынешних цен на нефть, из загрузки в 80 миллионов тонн в год (а это явный блеф, даже через 12 15 лет, когда нефтедобыча в Восточной Сибири, может быть, достигнет 30 миллионов тонн в год, больше 55 миллионов вместе с западносибирской нефтью в трубу не поступит), то этот период может затянуться очень надолго, если не навсегда. Корр.: То есть получается, что при реально существующих объемах нефти на ближайшие 15 лет возить ее по железной дороге выгоднее? А.Арбатов: Безусловно. Во всех отношениях. Корр.: Давайте перечислим хотя бы основные. А.Арбатов: Извольте. Труба от Тайшета до Сковородина стоит 6,5 миллиарда долларов. Пятикратное увеличение железнодорожных перевозок (до 55 миллионов тонн в год) потребует лишь модернизации нескольких наливных пунктов и прокладки вторых путей на некоторых участках. На что понадобится от одного до полутора миллиардов долларов, то есть в пять раз меньше. Второе обстоятельство. Авария на нефтепроводе это разлив нескольких тысяч тонн нефти в считанные минуты. А если даже лютой зимой нормально пропарены резиновые прокладки перед закрытием люков нефтеналивных железнодорожных цистерн, то, как показывает практика, нефть из них вообще не проливается даже при сходе состава с рельсов. Транссиб проходит по берегу Байкала с 1896 года, миллионы цистерн с нефтью прошли по нему, и вреда озеру никакого. Третье недогруз мощностей нефтепровода это всегда убытки, а железная дорога в любой момент может переключиться на другие грузы. Это, кстати, возможно не только в случае недостатка добычи нефти, но и при неожиданных изменениях рыночной конъюнктуры. Четвертое мы несем огромные потери экспортной выручки на западных нефтепроводах, смешивая в трубах легкую западносибирскую нефть с тяжелой и сернистой волго-уральской. Транспортируя на восток по «железке», мы можем избежать смешения и продавать наиболее ценные сорта российской нефти по цене более высокой. Ну и наконец, последнее. Маршрут Тайшет Сковородино это трассы большого и малого БАМа (малым называлась меридиональная ветка от «Сковородки» до Тынды и дальше на север). Сегодня эксплуатация БАМа приносит ежегодные убытки в 2,6 миллиарда рублей. А ведь на его сооружение государством было затрачено 20 миллиардов долларов четвертьвековой давности! Задействовать БАМ в экспорте нефти значит не только вывести его как минимум на безубыточный уровень, но и создать дополнительно 46 тысяч рабочих мест. И все это вполне реально, если действовать не в интересах «Транснефти», а в интересах людей, Байкала и России.
Алексей ЧЕРНИЧЕНКО, спец. корр. «Гудка» Улан-Удэ Москва
|