ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ О ПРЕДКАХ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛАВЯН

СЕВЕРНАЯ ПРАРОДИНА

Когда-то очень давно на территории Северного Ледовитого океана была чудесная страна Арктида, которую населяли настоящие арийцы, арии, наши предки. После мировой катастрофы, разрушения Фаэтона, планеты, олицетворяющей собой взаимосвязь между коллективным и индивидуальным началами, произошло смещение земной оси и на Земле начались мировые катаклизмы, связанные с резким и очень сильным похолоданием и многочисленными наводнениями. И то, и другое описано очень хороню в древних источниках. О холодных зимах, которые принес в наш мир дух зла - Ангра-Майнью, рассказывается в Авесте. О всемирном потопе повествует Библия. В связи с изменением климатических условий арии вынуждены были переселяться в более благоприятные для обитания места. Они смещались с севера на юг. И постепенно происходило их разделение на ветви. Вопросы: на какие именно ветви - две или три, где именно происходило разделение и в какое точно время - до сих пор остаются открытыми.

Высказывается предположение о том, что, возможно, разделение ариев произошло в начале второго тысячелетия до н. э. И, возможно, на две или три ветви. Две ветви - это индоязычные и ираноязычные арии. К третьей ветви предположительно относят славян. И это неслучайно. Выделение именно этих трех ветвей обусловлено географическим местоположением и тем, что во всех этих народностях обнаруживается очень много общего, и прежде всего в иранском и славянском языках, в религиозных обрядах, почитании одних и тех же богов. Так, и славяне, и индийцы поклонялись огню. У славян был почитаем Род, а в Индии - Рудра-Шива, выполняющий практически те же функции. Отмечается, что в связи с этим в XIV в. произошло сближение между славянскими языками и санскритом, языком индийской культуры.

Все чаще и смелее звучат в нашей прессе гипотезы о существовании бывшей прародины ариев на Севере. В ее защиту приводятся не только веские аргументы, но и документальные доказательства. А в последнее время даже высказывается предположение о том, что уже сейчас «есть достаточно оснований считать Север прародиной не только одних ариев, но и всех народов Земли» /Демин В.Н. Загадки русского Севера. М., 2000. С. 41/.

Существует множество версий о происхождении славян, скифов. Однако разные исследователи помещают прародину индоевропейцев (ариев) в разных местах: одни (Г.М.Бонгард-Левин и Э.А.Грантовский) - в степях Евразии, другие (Т.В.Гемкрелидзе и В.В.Иванов) - в Передней Азии, на территории, примыкающей к Кавказу, третьи (В.А.Сафронов) - в Восточной Европе, а некоторые (Ю.А.Шилов) отдают в этом плане предпочтение Причерноморью, а есть ряд исследователей, которые (А.И.Асов, Н.Р.Гусева и др.) утверждают, что прародина наших предков могла находиться только на Севере.

СЛАВЯНЕ И СКИФЫ

В одной из легенд, записанной в XVI-XVII вв. о начале Русской земли, рассказывается о потомках Иафета (Япета) - Скифе и Зардане, переселившихся на юг в Причерноморье. В последующем их потомки Словен и Рус вернулись на место своих предков, на Север. Иафет - это один из трех сыновей Ноя. От Скифа пошли его потомки - скифы, которые потом стали воевать между собой. Потомками Скифа являются Словен, Рус и Болгар. О Зардане больше ничего неизвестно. Можно отметить только, что ему очень созвучно слово «Зерван».

Потомками Словена были отстроены города на Волхове Великий Словенск и впоследствии Великий Новгород. В одной из летописей говорится: «Лета 3113 (2578 до н. э.) великий князь Словен посвятиша град и именоваша его по имени своем Словенск, иже ныне зовется Великий Новгород, от устие великого озера Ильмера по реке Волхову полтретья поприща. И от того времени новопришельцы скифы начата именоватися словяне» /Велесова книга. С. 319/.

В древних легендах рассказывается также, что от внука Ноя (сына Иафета) - Моску (Мосоху) впоследствии образовалась река Москва, а затем город, отстроенный на ней. Родственная связь между скифами и славянами прослеживается не только в генеалогической легенде о братьях Словене и Скифе. В Велесовой книге в легенде о Богумире братом Словена назывался Рус, и скифы и русы представляются одним племенем. В комментариях к Велесовой книге также высказывается предположение, что предками славян были скифы, после разгрома которых на месте их жительства образовались славянские поселения. Согласно легенде на скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. При приближении двух братьев - правителя гор Липоксайя и царя глубин, подземного и водного мира Апроксайя золото воспламенилось. И только их младший брат Колоксай (Солнце царь) смог к ним подойти, поэтому старшие уступили ему место на царство. Их отец - сын Зевса и дочери реки Борисфена - Торги Тай - первый человек в стране скифов.

Скифы до проникновения в Карпаты жили в Средней Азии, Семиречьи, низовьях Волги. Согласно ряду источников (и это распространенная точка зрения), областью обитания древних ариев перед вторжением в Индию и Иран являлась Средняя Азия - Семиречье. Это область близ озера Балхаш, куда впадает семь рек. Скифы оставили нам в наследство «срубную культуру», а саки - андроновскую. В VIII в. до н.э. скифы приходят и в Переднюю Азию. Пришельцы из Причерноморья обучают местное население воинскому искусству и образуют в Передней Азии государство, которое называется «Скифское царство», т.е. царство Шикуза, занимающее степь между Курой и Араксом, граничившее на юге с царством Манну, а на западе - с Бонским царством. В VII в. до н. э. Скифским царством правил царь Ишпакан, который был союзником Мидийского царства. В ходе войны с Ассирией он был убит. Его наследник Паратуя перешел на сторону ассирийцев и женился на дочери ассирийского царя Ассархедона. У них родился сын Мадий. Столицей Ассирии в то время была Ниневия. В ходе войны с Мидией Мадий одержал победу и после этого наступил 28 летний период господства скифов над Передней Азией. Затем скифы доходят даже до границ Египта.

В VI в. до н.э. мидийский царь Киаксар разбивает скифов и ограничивает их влияние (595/594 гг.). После этого Скифское царство прекращает свое существование, большая часть скифов возвращается назад в Причерноморье. Там в 514 г. до н. э. они побеждают персидского царя Дария, который пришел с карательной миссией за набеги скифов в Переднюю Азию.

С III в. обостряется борьба скифов и греков за побережье Черного моря. В последующем скифы сражаются с Боспорским царством, с понтийским царем Митридатом. После смерти скифского царя Скимура они ищут дружбы у римского императора Августа. После сражений с римлянами сливаются с близкими по культуре сарматами. И в I в. н. э. начинается движение праславян на юг. Последние скифы, не слившись с сарматами, гибнут от нашествий готов и гуннов. В то время у скифов была уже своя письменность.

ДРУГИЕ СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА

К славянским племенам относятся: древляне, восточные соседи волынян-думбов; кривичи (Смоленская и Псковская области); поляне (Днепр); северяне, проживающие на трех реках Днепропетровского левобережья - Десна, Семь, Сула; русы, племя скифо-сарматского, иранского происхождения; словене, поселенцы у озера Ильмень. Согласно Б.А.Рыбакову, исследователю славянской культуры, славянским племенем считаются и сколоты, родоначальником племени которых был вождь Кола. Его имя имеет солярную природу.

ВЕРСИИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛАВЯН

В настоящее время среди множества гипотез можно выделить две основных версии о происхождении славян: одна из них - южная, другая - северная. Согласно южной версии славяне произошли от одного из сыновей Ноя, пришедших из Вавилонии.

К вопросу о роли Моска в русской истории «сочувственно относились» В.Н.Татищев (1686-1750) и М.В.Ломоносов (1711-1765). Праотцом всех «россов» считал Моска и выдающийся русский историк-лингвист, литератор В.К.Тредиаковский (1703-1769), свободно владевший многими древними языками. Слово «скифы» он связывал со словом «скиты», т.е. одноименным со словами «скитаться», «скитание». И дословно «скиты» - «скитальцы», «кочевники».

На скифском происхождении русского народа настаивали и археолог, историк русского права Д.Я.Самоквасов (1843-1911), а также ученые В.Н.Татищев, И.Е.Забелин. Прямое родство славяно-руссов со скифами и другими народами Евразии они подтверждали примерами из истории, языкознания, мифологии, фольклора.

По некоторым данным, отмечается в книге В.Н.Демина «Загадки русского Севера», у Ноя было не три, а четыре сына. Четвертого звали Мунт и он был первым астрономом на нынешней территории России, был «первым звездочтецом». Он составил свою «Книгу острономию» вопреки предостережениям Архангела Михаила, поступив в каком-то смысле как Прометей.

О происхождении землян от детей Ноя пишет и вавилонский астролог-жрец Берос, основавший на острове Кос первую астрологическую школу. Согласно его концепции мировой истории, Земля в доисторические времена была населена гигантами, существовавшими наряду с человечеством. Об этом повествует и ветхозаветная книга Бытия. Сначала эти исполины были «добрые и славные», но потом деградировали. Бероз писал: «Питаясь человеческим мясом, они изгоняли утробные плоды женщин для кушания. Блудно сожительствовали с родными матерями, сестрами, дочерьми, мальчиками, животными. Не уважали Богов и творили всякие беззакония». За их грехи и злобу боги наслали на них потоп, чтобы их истребить. И все они погибли, кроме праведника Ноя и его семейства: «От них и начался новый виток человеческой истории». Подобные описания очень впечатляют, но представляются современным людям отчасти наивными. Согласно христианскому канону, отраженному в Библии, «новый виток» человечество действительно ведет от семейства Ноя. Однако это только одно из предположений. Каждая религия пытается ответить на подобные вопросы по-своему, в том числе и о происхождении людей. И в каждой религии есть свои толкования

.
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ НА СЕВЕРЕ

Одно из древнейших названий Севера - Гиперборея. Северный ветер называли также Бореем. Между античным миром и Гипербореей сохранилась тысячелетняя связь, которая нашла отражение в античной мифологии и именах ее героев. Так, античный Солнцебог Аполлон родился в Гиперборее и возвращался туда на крылатой колеснице каждые 19 лет. Из Гипербореи пришли в Элладу первые жрецы. Геракла и Персея называют Гиперборейскими за их подвиги в этой стране.

В какой-то мере Гиперборея так же знаменита, как и Атлантида. И та, и другая цивилизации погибли, но, в разное время. Только причины их гибели различны. Согласно древним преданиям, Атлантида погибла вследствие вмешательства человека в запретные для него области и злоупотребления в области знаний. Так бог наказал людей за алхимические эксперименты. Возможно, за создание искусственных людей.

Причина гибели Гипербореи - гибель Фаэтона, в результате чего произошли некоторые изменения в круговых орбитах планет, что и вызвало тяжелейшие катастрофы. Сейчас уже многие ученые отмечают, что климат на Севере Евразии был раньше другим. Ежегодные миграции перелетных птиц на север тоже свидетельствуют о генетически запрограммированной памяти о теплой прародине. Подтверждают существование в северных широтах древней высокоразвитой цивилизации и мощные каменные сооружения, находящиеся здесь. Это и памятники в Стоунхендже в Англии, и каменные лабиринты в Скандинавии, на Кольском полуострове и на Соловецких островах. В 1997 г. подобный лабиринт был открыт на побережье Новой Земли.

Сохранились и опубликованы карты Меркатора, основанные на древних знаниях, где Гиперборея изображена в виде огромного материка с высокой горой посередине.

Недавно в продаже появилась еще одна интересная книга, подтверждающая местонахождение родины древних ариев на Севере, - это «Арктическая родина в Ведах» (М.: Изд.-торг. дом «Гранд», 2001). Ее автор - известный индийский ученый Бал Гангадхар Тилак. Он родился в 1856 г. на западном побережье Индии, в семье брахманов, представителей элитарной интеллигенции Индии, которая славилась знанием традиций, связанных с религией индуизма. Тилак с детства знал санскрит и получил степень бакалавра филологических наук. Он провел серьезные исследования исторических и астрономических данных в древнейших памятниках индийской литературы - Ведах, сборниках религиозных гимнов. Предположительно они были записаны во второй половине второго тысячелетия до н.э. на Северо-Западе Индии. Тилаку удалось расшифровать суть гимнов, их строф, строк и даже слов.

Первая его книга «Орион, или Исследование древности Вед» вышла в 1893 г., а вторая - «Арктическая родина в Ведах» - в 1903 г. Дважды она переиздавалась: в 1925 и 1956 гг. После выхода ее в свет многие ученые стали по-новому оценивать историю сложения древнеарийских племен. Тилак первый сопоставил мифы Вед с данными геологии и соотнес суть мифических сюжетов с периодами оледенений. Исходя из этого, он сделал вывод о том, что изначальных арьев и их древнейшую религию следует связывать «с эпохой межледниковья, разделявшей два последних оледенения». Арьев, или ариев, Тилак именует «арийской расой». Уход последнего ледника он датирует X-VIII тысячелетиями до н.э. Отечественные специалисты считают, что последнее межледниковье завершилось около 30 тыс. лет назад. Это был период развития культуры предков арьев и создателей Вед.

По последним определениям геологов и палеоантропологов, человек как биологический вид зародился около 1 млн. лет назад. Тогда же наступило и последнее оледенение. В книге Тилака рассмотрено влияние этого оледенения на предков «арийской расы». Тексты Вед явно подтверждают исторический факт существования родины ариев в арктическом регионе. Расселение с севера предков всех народов-носителей индоевропейских языков подтверждают и большинство западных мифологов, лингвистов и фольклористов.

Тилак анализирует не только Веды, но и Авесту, отмечая, что «книги брахманов и парсов - это близнецы-братья арийского происхождения» /Тилак Б.Г. Арктическая родина в Ведах. М.: Изд.-торг. дом «Граид», 2001. С. 10./. По предположению Тилака, вытесняемые с севера последним оледенением «арийские расы» рассеялись по северным землям Европы. Постледниковый период развития их культуры он датирует временем около X-VIII тысячелетий до н.э. Климат в это время, вероятно, потеплел. Новое расселение предков индоевропейцев в сторону юга, четко указанное в Авесте, началось с наступлением сильного похолодания около VII-VI тысячелетий до н.э.

Достигнув Причерноморья, арьи стали двигаться постепенно мимо Южного Урала на восток и дошли до Индии. Их группы стали появляться там в конце III и во II тысячелетии до н.э. Именно в это время арийские брахманы и принесли в Индию изустно заученные Веды. Речь идет о индийских арьях. А иранские арьи уходили с севера к югу в основном по Зауралью, где их потомки создали так называемую андроновскую культуру, широко распространившуюся по Сибири и Казахстану. Их жрецы были создателями Авесты, которая легла в основу зороастризма, окончательно оформившегося на территории Ирана.

В книге Тилака содержится интереснейшая глава «Свидетельства Авесты», в которой анализируются исторические данные этого памятника. «Авеста выразительно сообщает о том, - пишет Тилак, - что счастливая земля Айрьяна Ваэджа, то есть арийский рай, была расположена там, где солнце светило лишь один очень долгий раз в году, и что эта страна была разрушена наступившими льдами и снегом, которые сделали ее климат настолько непереносимым, что надо было уходить оттуда к югу. Когда мы сопоставим эти ясные и исчерпывающие утверждения с тем, что мы знаем о ледниковой и послеледниковой эпохах, почерпнув эти знания из новейших геологических исследований, мы не сможем избежать вывода о том, что изначальный дом арьев следует связывать с Арктикой и с межледниковой эпохой» /Там же. С. 23/.

При сопоставлении ряда показателей автором книги было выявлено, что «языки наций Европы, как древние, так и современные, были сходны с речью брахманов Индии, а также последователей Зороастра. Из этого сходства индогерманских языков неизбежно следовал вывод, что все эти языки должны быть производными диалектов единого наречия, что приводило к мысли о существовании единого начального народа арьев» /Тилак Б.Г. Арктическая родина в Ведах. М.: Изд.-торг, дом «Гранд», 2001. С. 28/..

Тилак отмечает, что традиции Авесты полностью поддерживаются данными Вед. В них содержится достаточно свидетельств о том, что «древняя родина арьев лежала где-то вокруг Северного полюса». Название первой из шестнадцати счастливых областей - Арьяна Ваэджо - обозначает, что она была «областью зарождения («ваэджо» - зерно, на санскрите - «бидха») арьев (иранцев), или же раем иранской расы». Последней счастливой областью является Рангха. Враждебный дух Ангра-Майнью создал «могучего змея и снег, в результате чего осталось лишь два месяца лета, а зима воцарилась на десять месяцев». Недавние открытия в геологии установили на научной основе наличие в древности теплого и мягкого климата вблизи Северного полюса в межледниковый период и доказали также, что в полярном регионе наступало, по меньшей мере дважды, оледенение, нарушавшее этот мягкий климат. «Айрьяна Ваэджо была областью Арктики, - констатирует Тилак, - ибо только там бывает в наши дни зима по десять месяцев» /Там же. С. 383, 393/..

Он считает, что описанная в Авесте Вара Йимы является «неким подобием Ноева ковчега». Географическое положение Вары возле Северного полюса подтверждают геологические свидетельства, а также и то, что в Варе «год казался одним лишь днем», как это воспринимали жители Вары, и солнце, и звезды «восходили там лишь один раз в год», а больше нигде на поверхности земной суши мы не сможем обнаружить года длительностью в одни сутки, кроме такого места, как Северный полюс.

Только один русский ученый - биолог начала XX в. Евгений Елачич с воодушевлением принял труд Тилака, о чем написал в своей книге «Крайний Север как родина человечества» (СПб., 1910).

Айрьяна Ваэджа находилась на далеком севере, а не в восточной части Ирана, как ее помещают Шпигель, Дармштетер и др., выстраивая свои доводы на сходстве современных названий рек и гор. Тилак считает, что имеющиеся названия были даны в память о давно утраченных и не более того. Кроме того, он отмечает, что арьи были духовно очень развиты. Со временем Айрьяна Ваэджа превратилась в некую мифическую землю в поздней литературе парсов, в нечто подобное горе Меру.

ГОРА МЕРУ- САКРАЛЬНЫЙ СИМВОЛ НАРОДОВ ЗЕМЛИ
По древнеарийским и доарийским представлениям символом Полярной Отчизны была «золотая гора Меру». Она возвышалась на Северном полюсе, окруженная семью небесами. Там пребывали небожители и царил Золотой век. Гора Меру считалась центральной точкой Бесконечного Космоса, вокруг нее, «как мировой оси», вращались созвездия обеих Медведиц, Солнце, Луна, планеты и сонмы звезд. Гора Меру является единым сакральным символом индоевропейского и других народов Земли.

Согласно буддийской философии существует множество миров, похожих на Землю, в центре каждого из них находится своя гора Меру. В классическом санскрите и предшествовавшем ему древнеиндийском языке название горы двояко - и Меру, и Сумеру, что означает наилучший, высочайший, красивый. В русском языке от слова «меру» образовано слово «мир». И то, и другое одновременно означает и Вселенную, и род людской, и справедливость - меру, и конец жизни - смерть. Одно из первых на земле государств называлось Шумер. Это еще одна разновидность слова «меру», «сумеру».

По тибетским описаниям гора Меру имеет форму усеченной пирамиды. Ее северный склон - из чистого золота, южный - из сапфиров (или лазурита и малахита), западный - из рубинов, восточный - из серебра. Океан вокруг горы ограничен квадратной цепью гор. За ними расположен еще один океан, вокруг которого проходит другая горная цепь. Всего таких океанов семь. В последнем из них, если двигаться от Меру, расположены 12 материков различной формы. Самый благодатный из них - на Севере. Здесь люди живут не менее тысячи лет, и растет мировое древо, по которому каждый узнает о грядущей кончине. После смерти душа человека попадает в рай (их два) или в ад (их тоже два - холодный и горячий). В дальнейшем души включаются в череду непрерывных перевоплощений.

В последующем местопребывание горы Меру переместилось на Алтай, Тибет, Гималаи. Архетип вселенской горы сохранился и в традициях лапландцев. У индоевропейцев священная гора является обителью всех верховных богов, среди которых один из Солнцебогов - Митра. Отмечается, что из верований древних ариев культ Митры переместился в религию Ирана, а затем был заимствован эллининической и римской культурой. Митра в переводе с авестийского «договор» - «согласие». Гора Меру - «мир», «Вселенная», т.е. мир как дар Бога. Гора Меру упоминается в «Ригведе» и описывается в «Махабхарате». Это вселенский символ индоевропейских и индоарийских народов.

Протолексима -мр-, имеющаяся в слове «Меру», входит в состав названия горы Памир (крыша мира). Налицо этимологическая идентичность понятий Памир и Меру. Еще русский философ Н.Ф.Федоров (1823-1903) находил подтверждение в египетских иероглифах тому, что «Пирамида - это общемировой символ горы Меру». Гора Меру, олицетворение прародины всех мировых цивилизаций, получила свое воплощение в виде искусственных каменных сооружений в культурах Ближнего Востока, Египта, ацтеков, майя и других народов Латинской Америки. Подобные сооружения - курганы - обнаружены на Алтае, в Бурятии (20x50 м). Таким образом, слова и символы оказались неуязвимыми для времени.

Полярная гора Меру стала символом Золотого века и бессмертия. Но она породила и ряд слов, связанных со смертью, что свидетельствует о гибели высокоразвитой цивилизации вследствие оледенения материка. Однако до сих пор никто не объяснил причин оледенения Евразийского и Американского континентов. Очевидно лишь то, что для ледового щита толщиной в 3 км потребовалось огромное количество испарившейся воды при высокой температуре. Возраст древнейших стоянок в границах ледниковой зоны на Севере Евразии датируется с 200-тысячелетней отметки, по разным данным - от 20 до 40 тыс. лет.

РЕЛИГИЯ БОН

В монографии Б.И.Кузнецова (1931-1985) «Древний Иран и Тибет: История религии бон» доказывается, что добуддийская религия бон (древнее мировоззрение тибетского народа) возникла под непосредственным влиянием древнеиранской зороастрийской и дозороастрийской идеологии. И в религии бон тоже почитается та же священная полярная гора Меру, являющаяся центром Вселенной и расположенная на Северном полюсе. Бонская тибетская хронология начинается с шестнадцатого тысячелетия до н.э., и «свидетельствует она не столько о прямом заимствовании бонских идей из зороастризма, а о том, что и те, и другие черпали свою идеологию из одного источника». Так, согласно бонским представлениям Вселенская гора Меру - это свастиковая гора и изображалась она в виде свастики, а само бонское учение в древних первоисточниках именуется свастика-бон («драгоценное учение свастики»).

Религия бон называлась также «религией богов» в I в. н.э. По одной версии родиной религии бон является Северо-Западный Тибет, по другой - Иран. В одном из бонских источников говорится, что основатель этой религии - учитель Шенраб - родился в Западной стороне, в Иране - Шамбале, в городе Янпачан, во дворце Пасаргады (из города Анчан родом Ахемениды). Шамбала - это индийское название Ирана. Оно состоит из двух слов: шамбха - мир, благо, счастье; -ла- держать, т.е. в целом слово переводится как «держатели мира (блага)».

Шенраб в переводе означает «совершеннейший жрец». Его биография дошла да нас в редакции конца IX в. В ней описаны события, относящиеся ко II в. до н.э., и говорится о том, что в Тибет прибыл «совершеннейший жрец», чтобы проповедовать и распространять свою веру. Отмечается, что бонское учение «развивается благодаря божеству Обладающий лампадой душ». Род Йему (Имы) называется Родом Белого орла, здесь же упоминается «круг свастики бон» и говорится о том, что свастике бон учатся у бога мудрости Обладающий лампадой душ: «Они вошли в круг свастики-бон... Они исследовали судьбы людей всех трех миров».

Шенраб проповедует в Эламе свое учение, состоящее из трех разделов: «Эта троичность понимается состоящей из тела (облика, т.е. действия), речей или слов и души, с помощью которой совершается обращение» /Кузнецов Б.И. Древний Иран и Тибет. СПб.: Евразия, 1998, с.86/.

О сущности бонской веры говорится: «Бон - это центр бонской свастики. Бон - это центр мудрости, бон - это центр неба, бон - центр появления, бон - центр бытия. И, таким образом, (все) рождается из пяти великих центров (сфер)» /Там же. С. 92/. В религии бон задача человека - «рассеять грехи (мрак) тела, слова и души», а все «боги делятся на прошлые, настоящие и будущие». Это «троичное учение». В «Биографии Шенраба» говорится о трех богах. Одна из них - богиня - восседает на троне, который представляет собой могучего льва. В руке у нее зеркало, которым она «рассеивает мрак». Ее имя «Мать вечной сферы». Ее соотносят с Ардвисурой Анахитой (Астартой). Другое божество - бог-жрец Белый свет, он восседает на троне, представляющим быка, и соотносится с Митрой. Третий, самый главный из богов - «мудрый Бумкхри» (тибетский аналог Ахуры Мазды) занимает трон, напоминающий орла. В основе «трона царя бытия» символ - «орел, терзающий змею».

Бонские жрецы считались «держателями мудрости»: «Бон - это бог, рожденный из центра бонской свастики, бон - это жрец, рожденный из центра бонской свастики», которая является древнейшим символом Солнца и света у всех индоевропейских народов. Типичное ее изображение - «в виде креста с изогнутыми концами, с направлением их против часовой стрелки» - встречается на золотых персидских монетах - дариках. Отмечается также, что «священная 9-этажная гора бонской свастики имела прямое отношение к культу Солнца».

Поклонение трем богам считается «бонцами» одной из главных обязанностей верующего человека. В религии бон обожествляются также части света, стихии: вода, огонь, земля, ветер. Вода и огонь обладают очистительной силой. Описаны коллективные ритуальные омовения как один из главных обрядов.

Одна из основных идей религии бон гласит: все религии - по существу разновидности одного явления. Проводится мысль о соединении их всех в одну под эгидой иранцев. Считается, что в религию бон может войти любой, при условии принятия этой веры в качестве главной. На общих основаниях в нее может войти любой дух, даже демон. В мистериях религии четко прослеживается дуализм света и тьмы, добра и зла. Совершеннейший жрец Шенраб погребен в Согдиане. По новейшим данным, зороастрийские сочинения XIII в. «Заратушт-нама» свидетельствуют в пользу иранского происхождения Шенраба.

«Троичность мира», проявляющаяся во взаимосвязи между делом, словом и мыслью, и очищение от грехов «тела, слова и души» в религии бон фактически совпадают с зороастрийской триадой: Благое дело, Благое слово и Благая мысль. Сопоставляя религию бон с зороастризмом, можно отметить много общего между ними: одинаковые образы (орел, бык, лев), символы, ритуалы. Свастика как основной символ религии бон свидетельствует о ее причастности к зерванизму. Возможно, ее основатель Шенраб был самым настоящим зерванитом, не зря же говорится о том, что он был иранского происхождения и место его последнего упокоения - Согдиана, где был зороастризм. Этому есть научные подтверждения.

СВАСТИКА У СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ

Свастика в переводе с санскрита означает «благоденствие». Часто это символ солнечного прохода по небесам, превращающего ночь в день, означающий «плодородие и возрождение жизни». Он использовался в различных традициях: древнеславянской, иранской, германской, египетской и других. У северных народов в древности свастика считалась символом полярного Солнца и Севера вообще. В древнеиндийском языке понятие «свастика» связано с благом, удовольствием. Магический возглас «Свасти!» переводится «Хорошо!». При бросании жертвенной пищи в огонь произносят магическое заклинание - «Сваха!» А жену индийского бога огня Агни тоже зовут Сваха.

«Свастика-коловорот» - один из древнейших традиционных символов северного орнамента. Он олицетворял вращение звезд в зените полярного неба. У различных народов до сих пор сохранились свастиковые вышивки. Их можно увидеть в отделе народного искусства Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Символ Зервана в зороастризме состоит из двух свастик. В одной из них движение осуществляется по часовой стрелке, а в другой - против часовой. Движение по часовой стрелке показывает эволюционный путь развития личности, движение против часовой стрелки - путь развития общества. Воссоединение двух свастик показывает, насколько гармонично индивидуум вписывается в общественный поток.

Сохранившиеся сведения о жизни гиперборейцев подтверждают то, что корни древних связей уходят в древнейшую общность индоевропейской цивилизации, связанной с Полярным кругом и северной береговой линией Евразии и островной культурой. Общее в обычаях и верованиях в индийской, иранской и славянской традициях является подтверждением того, что все они имеют один общий исток.

Библиографический список:

Авеста в русских переводах (1861-1991). СПб., 1997.
Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1996.
Велесова книга.
Глоба П.П. Живой огонь. СПб., 1996.
Демин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. М., 1997.
Демин В.Н. Загадки русского Севера. М., 2000.
Древность. Аръи. Славяне. М., 1996.
Зороастрийские тексты. Издание подготовлено О.М. Чунаковой. М., 1997.
Кузнецов Б.И. Древний Иран и Тибет (История религии бон). СПб: Евразия, 1998.
Рак И.В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана. СПб., 1998.
Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.,1981.
Тилак Б.Н. Арктическая родина в Ведах. М., 2001.
Халевала П.Х. Сказание арийского народа. Кн. 1. Великое переселение. Пермь, 2002. (с) Г.Н.Соколова, 2003.
Зороастрийский журнал МИТРА, № 5-6 (9-10), СПб., 2003, стр. 66 - 75.

Галина Соколова

Источник: http://ashavan.by.ru
Hosted by uCoz