Курганский "надувной" экстремизм


Есть в славном городе Кургане помимо, скажем так, основных конфессий, группы верующих поменьше. К ним относится курганская славянская община «Пламя Сварги». Кто-то называет их язычниками, сами они предпочитают называться родноверами. Эти люди возрождают древние обряды и ремёсла славян, верят в богов, ставших уже, казалось бы, достоянием истории. Среди основных направлений деятельности общины проведение древнерусских праздников (Масленицы, Купалы, Коляды и др.), изучение фольклора – на праздниках, да и не только можно услышать народные песни под гусли, свирели, трещотки. Обряды проходят в традиционной русской одежде – в общину входят и мастерицы-вышивальщицы. Есть у общины и свой сайт www.plamyasvargi.narod.ru, из-за которого и разгорелся весь сыр-бор.

Как таковое, дело началось ещё в 2006 году, хотя официально было возбуждено лишь 5 июля 2007. Майор курганского УФСБ Томчаковский О.В. нашёл в сети сайт курганской славянской общины «Пламя Сварги». На нём были размещены материалы по культуре и истории славян, работы современных родноверов, фото с культурных мероприятий общины, музыкальные записи фолк-группы «Громовник».

     Однако, среди прочих литературных и публицистических произведений на сайте были работы некоего Добровольского – человека в среде родноверов достаточно известного, хоть и неоднозначного. Как выяснилось позже, некоторые из этих работ были признаны одним из районных судов Кировской области экстремистскими. Знали ли общинники об этом факте, когда выкладывали материалы в сеть? Очевидно, нет, об этом говорит и сам Власкин Е.А., позднее обвинённый в «разжигании розни». Да и откуда ему было это знать? Родина наша необъятна, едва ли можно уследить за событиями всех её закутков. К тому же, официальный государственный документ, призванный информировать честных граждан о вещах такого рода вышел уже после возбуждения дела, 9 июля 2007 года. При этом надо заметить, что культурная ценность работ Добровольского неоспорима – это подтверждено научным заключением!

     Тем не менее, несмотря на явное отсутствие умысла на разжигание какой-либо розни, дело набирало обороты. Были вызваны в прокуратуру свидетели – администратор сайта, глава общины и ещё некоторые люди, способные пролить свет на реальное положение вещей. Все свидетели в один голос заявляли, что никогда не слышали ни от Власкина, ни от других общинников никаких высказываний, разжигающих рознь между национальностями или религиозными конфессиями.

     Отдельную роль сыграл в этом деле Томчаковский, по всей видимости, инициатор дела. Присутствуя на допросах и вмешиваясь в них, майор УФСБ ставил всё таким образом, чтобы придуманное им дело не «развалилось» в первый же месяц из-за явной надуманности обвинения. Надо сказать, что Томчаковский, участвуя в допросах, просто обязан был оставлять свою роспись в протоколах, но… не сделал этого, уходя в тень. «За всем наблюдаю, ни за что не отвечаю», так получается?

     Нет смысла перечислять все нарушения со стороны Прокуратуры и УФСБ, допущенные в ходе следствия, однако, хочется отметить наиболее вопиющие:

1.     Как уже было отмечено, уголовное дело было возбуждено до публикации федерального списка экстремистских материалов. Из коего законопослушные граждане, по идее, должны узнавать, что является экстремистской литературой, а что – нет.

2.     С постановлением о назначении экспертизы обвиняемый (Власкин Е.А) был ознакомлен только в момент предъявления обвинения. Таким образом, он был фактически лишён законных прав заявлять отвод эксперту и ставить перед последним свои вопросы.

3.     Ознакомиться с материалами дела обвиняемому, фактически не дали. Запрос дела на ознакомление был отклонён – дескать, дело небольшое по объёму, чего тут знакомиться. Подписывать всё пришлось в тот же вечер, когда было предъявлено обвинение.

4.     В ходе обыска, производимого работниками Прокуратуры и УФСБ в жилищах обвиняемого и верховоды общины – Базанова В.В., несмотря на чёткую формулировку того, что подлежит изъятию, а именно: экстремистские материалы, имеющие отношение к делу, сотрудники правоохранительных органов сгребли всё подряд. Среди изъятого и записная книжка с адресами и телефонами, и личная переписка, и книги, какие можно купить в любом книжном магазине, не внесённые, опять же, в федеральный список экстремистской литературы. Чуть не отобрали гусли (вот смех-то!). Ни одного экстремистского материала на квартире Базанова так и не нашли (а список изъятого составляет аж четыре страницы!). У Власкина же из экстремистского были изъяты всё те же работы Добровольского и без того присутствовавшие в деле.

Самое страшное в этой ситуации то, что суд отказался признать незаконными действия оперативников УФСБ и следователя Прокуратуры. Что же получается? Представители органов, называемых почему-то правоохранительными, могут врываться в дома граждан и изымать под видом «экстремистских материалов» всё что угодно? Получается, что так. По крайней мере, таким образом дело обстоит в Курганской области. Грамота за защиту конституционных прав граждан, вручённая главному прокурору этого региона тому свидетельство…

Какие же права охраняют особо рьяные представители наших доблестных правоохранительных органов? Чьи? И, главное, от кого? Уж не от нас ли с вами? Хочется верить, что нет…

В продолжение этой не слишком весёлой истории хочется заметить, что 1 апреля 2008 года следователь К.А. Ермагамбетов совершенно обосновано и законно прекратил уголовное преследование обвиняемого, так как не нашёл в его действиях состава преступления.

Казалось бы, справедливость восторжествовала, так ведь нет же! Уже 16 апреля стало известно, что Следственное Управление решило возобновить дело. На каком основании? Не понятно. Кому выгодны эти «надувные» дела про «надувной» экстремизм – тоже остаётся неясным. Настоящих экстремистов и бандитов не хватает? Так нет же! Курганская область занимает пятое (вдумайтесь!) место по России по уровню преступности. Дел у Курганской Прокуратуры невпроворот. Так к чему всё это?

Лихие времена...


Hosted by uCoz